На автомобиле по Южной и Центральной Карелии

Июль-август 2003

Дневник-отчет

 (составил: Александр Глазунов)

Время:

27.07.03–05.08.03 (10 дней)

Пройдено:

2400 км, из них по лесным и грунтовым дорогам: 470 км.

Нитка маршрута:

Санкт‑Петербург – трасса M‑18/E‑105 (Мурманское шоссе) – Петрозаводск – Гирвас – вдп. Кивач – Кондопога – Гирвас – Юстозеро – Гумарино – оз. Янгозеро – Гумарино – Паданы – Шалговаара – Сегежа – Мурманское шоссе – Медвежьегорск – Шуньга – Толвуя – п‑ов. Клим – Кажма – оз. Ванчозеро – Космозеро – Кажма – Ванчозеро – Кажма – Медвежьегорск – Кондопога – Пряжа – трасса P‑21 (Голубая дорога) – Крест Скорби – Питкяранта – Сортавала – Приозерск – трасса A‑129 (Приозерское шоссе) – Санкт‑Петербург

Техника:

Опель Вектра A 2.0i

ВАЗ 21063

Экипаж:

Александр Глазунов (водитель Вектры), Андрей Глазунов (водитель шестерки), Валентина, Алексей Анатольевич и Елена Львовна Логуновы.

Резюме маршрута

Маршрут пролегает по территории Южной и Центральной Карелии с самой северной точкой в районе Сегежи.

Наибольшая по протяженности часть пути пролегает по дорогам с асфальтовым покрытием, среди которых: Мурманское шоссе, дорога на Гирвас по западному берегу Кончозера (старый маршрут Мурманского шоссе), шоссе Медвежьегорск–Кузаранда, шоссе Петрозаводск–Сортавала (т.н. Голубая дорога), Приозерское шоссе.

Наибольшая по времени прохождения часть пути пролегает по дорогам с грунтовым и щебеночным покрытием. Все они проходимы для машин с небольшим клиренсом при соблюдении определенных мер предосторожности. Наибольшую проблему для низкосидящих машин представляют лесные дороги, которые ведут непосредственно к местам стоянок. Эти дороги проходимы лишь частично и требуют определенного водительского мастерства. Типовая «крейсерская» скорость на грунтовых дорогах: 30–40 км/ч, на дорогах с асфальтовым покрытием (не включая крупные шоссе): 70–80 км/ч.

Поскольку в стороне от крупных магистралей заправки практически отсутствуют, необходимо иметь резерв топлива, который в нашем случае составлял 50% от суммарного объема бензобаков.

Пункты автосервиса есть только в городах и поселках городского типа. Запчасти для иномарок есть шанс достать только в Петрозаводске и Сортавале.

Территорий, закрытых для въезда, по пути следования нет. Въезд в заповедник «Кивач» платный. Проезд через Сортавалу в Санкт-Петербург открыт, но для проезда в обратном направлении требуется пропуск, листок резервации из гостиницы, либо какой-либо другой документ, обосновывающий ваш въезд в погран‑зону.

Все стоянки на маршруте располагаются вблизи пресной и достаточно чистой воды. Дрова тоже есть практически везде.


Общая карта маршрута

Введение

   Что, в Карелию на машине?! – удивленно воскликнул мой коллега по работе, когда мы сидели на кухне и доедали свой обед.

   Да, а что? – я, зачем-то сделал вид, что не понимаю его удивления.

   Ты что, джип себе купил?

   Нет.

   Ммм... Ну хоть один-то джип у вас будет?

   Нет. – я скромно опустил глаза, помешивая сахар в чашечке кофе.

   Ну, вы даете!

Вот примерно так рождалась эта идея. Как потом уже выяснилось, сам по себе подобного рода поход ничего особенного из себя не представляет. Если у вас хотя бы Нива, то он уже будет больше тянуть на матрасный выезд. Но вот только у нас Нивы не было. Хуже того, одна из наших машин была Вектрой, в дизайн которой явно не было заложено ничего кроме безобразно хороших немецких дорог. Но машина нужна, чтобы ездить. Поэтому мы решили ехать, надеясь на то, что нам повезет, и будет у нас 16 сантиметров под килем.

Вообще, на мой взгляд, граница между разумным и неразумным риском проходит там, где «должно не повезти, чтобы случилось что-то плохое» переходит в «должно повезти, чтобы плохого не случилось». Данный поход с данной техникой был как раз где-то на этой границе. И то, как он прошел, это подтвердил: трудности не стали проблемами, приключения не обернулись катастрофами.

Ниже я привожу что-то вроде дневника. «Что-то вроде», потому что писался он почти через год после похода, по памяти. К тому же, из всего обилия событий, которые нам сопутствовали, я сделал акцент исключительно но «автомобильной» стороне. Добавьте к этому все, что вы знаете собственно про Карелию, и картина станет более полной. Я просто не в состоянии написать про этот край лучше, чем это уже сотни раз было сделано до меня. Смотрите на мой дневник, как на техническое описание маршрута. Если вы начинающий автопутешественник, то он познакомит вас с типичными трудностями, к которым нужно быть готовым, а если вы уже достаточно опытны, то, возможно, он даст вам информацию для планирования новых маршрутов.

27.07.2003. День 1

Несмотря на твердое намерение выехать пораньше, мы выбрались из города только в 11 часов утра. Причиной тому были непроверенные заранее уровни рабочих жидкостей в Вектре, что привело к долгим разъездам по городу в поисках нужной марки масла. Удача нам улыбнулась, только когда открылся авторынок на Фучика.

Но вот, наконец, техника была готова к долгой дороге, и мы, как говорят американцы, «взяли» трассу M‑18. Заправившись «до полного» на первой попавшейся заправке и, кстати, везя в багажнике залитые еще в городе канистры общей емкостью 50 л., мы направились к первой цели: поселку «Гирвас».

Говорят, в Питере в тот день шел проливной дождь. Мы же, успешно убегая от туч по Мурманскому шоссе, наслаждались теплом и солнцем давно перевалившего за свой экватор лета. Собственно, даты похода были выбраны не случайно. Раньше уехать было просто никак, а лето в Карелии, по многочисленным наблюдениям, заканчивается аккурат 5 августа. (Этот эмпирический факт я вывел за время многочисленных байдарочных походов, где погода имеет несравнимо большее значение, нежели когда вы путешествуете на автомобиле).

С первой трудностью мы столкнулись, отмахав примерно 300 километров от Питера. Вроде бы, все закономерно: долгие сборы накануне вечером, ранний подъем... Но лично я никогда раньше за рулем не засыпал. А вот тут, нас с Андреем начало «реально срубать». Все-таки, не слишком плохая дорога – мурманка, не держит в должном напряжении. А отсутствие проблем утомляет не меньше, чем когда их выше крыши.

Впрочем, проблемы не заставили себя долго ждать: началась зона ремонта дороги, которая заняла наше внимание на добрую сотню километров. Примерно в это же время засияла лампа уровня топлива на андреевской шестерке – я, право, не помню, заправлялся ли он вместе со мной на выезде из Питера. Видя, что до Петрозаводска шестерка не дотянет, а канистры раскупоривать не хотелось, стали искать заправку и через несколько километров нашли-таки нечто, что можно было назвать этим словом. Андрей залился, я – не рискнул.

Ближе к Петрозаводску снова пошла обычная шоссейная дорога средней степени разбитости. (Кстати, зимой 2004 года там уже лежал новый асфальт).

В поселке «Матросы» заехали на заправку и, на этот раз, залились оба. Кстати, эту заправку лично я воспринимаю почти как культовое место. Сколько раз мы ни ездили в дальние поездки по мурманке, всегда дозаправлялись в Матросах. И это несмотря на то, что в окрестностях Петрозаводска это отнюдь не единственная, и вовсе не самая дешевая точка.

Через несколько километров после развязки на Петрозаводск мы свернули с мурманки на Гирвас. Дорога стала чуть похуже, чуть поуже, чуть покривее, но в целом вполне нормальная (по меркам ленинградской области). По этой дороге мы и допилили до Гирваса. К тому времени нас стала догонять плохая погода, заморосил дождик.

Перед въездом в Гирвас находится довольно живописная плотина, которая построена на границе кратера самого древнего в мире вулкана. Плотина практически наглухо перекрывает тот поток, который раньше был ни чем иным как речкой Суной, питающей (или питавшей) три самых крупных равнинных водопада Европы: Гирвас (ныне – та самая плотина), Поор‑порог и Кивач. Ниже плотины Суна, все-таки, где-то снова набирает воду и, если Поор‑порог она прокормить еще не в силах, то Кивач уже функционирует на достойном уровне (хотя он тоже не тот, что в былые времена).

В Гирвасе свернули на дорогу, ведущую на Юстозеро. Буквально через пару километров проехали еще по одной плотине, которая построена на искусственно прорытом Пионерном канале, ведущем в Пальеозеро. Ниже плотины расположена ГЭС. Пионерный канал не судоходный и по воде непроходимый (т.е. шлюзов нет), возможно, он был прорыт исключительно для постройки ГЭС. И вот именно ради этой конструкции была перегорожена Суна. Похоже, перепад высот между группой озер Сухое, Викшозеро и Лавалампи и Пальеозером показался уж слишком заманчивым для карельских энергетиков.

Но, как бы то ни было, именно Пионерному каналу мы должны были быть благодарны за нашу первую стоянку. На его левом берегу в месте впадения в Пальеозеро тянутся обширные песчаные пляжи-отмели – видимо, результат строительства этого самого канала. Это место я открыл для себя еще несколько лет назад, когда проходил через эти места на байдарке. Тогда, правда, была ясная жаркая погода, и в лучах вечернего солнца песчаные косы и озерная гладь, тронутая легкой рябью, выглядели исключительно по‑курортному. В особенности, будучи украшенными купающимися детьми, отдыхающими взрослыми, и... черной собачонкой, которая погналась за одной из наших байдарок по воде аки посуху (это к слову об отмелях).

Тогда же, несколько лет назад я обратил внимание, что туда добираются люди на машинах. Кстати говоря, если верить старым картам, то мурманская трасса проходила раньше именно там: по дороге между Гирвасом и Юстозером.

Эти знания и побудили меня сделать первую стоянку нашего похода в этом месте. Надо сказать, удалось нам это не сразу. Поначалу мы слишком далеко проехали от второй плотины и, свернув на лесную дорогу, очень скоро уперлись в берег, поросший травой, камнями и гнилыми рыбацкими лодками. Пришлось вернуться назад почти до самой плотины. Вторую и, на этот раз, удачную попытку захода в лес осуществили по, кажется, самой первой дорожке, уходящей направо в лес, после плотины (если двигаться со стороны Гирваса).

Тут, правда, нас ждало еще одно приключение. Дорога мгновенно разветвилась на множество тропинок, петлявших по редкому мелколесью, которое, тем не менее, было достаточно густым, чтобы заглушать любой звук и ограничивать видимость несколькими метрами. Надо ли говорить, что мы сразу потеряли друг друга, и минут пятнадцать нарезали круги, пока снова встретились. После этого, аккуратно выверив направление, поехали плотным гуськом. И добрались, наконец, до самого кончика безымянного мыса, от которого на несколько десятков метров протянулись пески, плавно уходящие под воду.


Стоянка №1 на карте

Лагерь, разумеется, разбили не на пляже, а на ровной травянистой площадке с достаточно осмысленным (т.е. в меру обрывистым и позволяющим набрать воды в котелок) берегом.


Стоянка №1 наяву

Тут надо сделать важный комментарий: место это явно не дикое. Мусора от туристов особо видно не было, зато в достаточном количестве присутствовали, старые уже, коровьи лепешки. Видимо, иногда сюда пригоняют из Гирваса скот. Однако, мы, за время своего пребывания на стоянке (вечер, ночь, утро) не встретили ни людей, ни коров.

Приехав, мы сразу поставили палатки, поскольку уже капал дождик, и небо обещало усугубление проблемы. Обещание скоро сбылось, и в последующие два часа мы а) пытались найти в окрестном полесье хоть какие-нибудь дрова, б) развести костер. Это удивительно, но, туристы с пеленок, мы с Андреем хотя и развели костер, но довести его до состояния, когда на нем можно было бы что-то готовить, так и не смогли. В первый и последний раз за поход мы воспользовались портативной газовой плиткой, которую установили прямо под тентом тамбура палатки. В общем, кое-как поужинали. А тут и дождь прекратился.

Остаток вечера мы провели за сушкой вещей, благо был довольно сильный ветер, и отработкой элементов экстремального вождения на близлежащем пляже. Я оборвал все брызговики, пару раз стукнулся брюхом об песок и внес первый вклад в уничтожение своего глушителя.


Покатушки по пляжу

Всего за день пройдено 600 км, из них по грунтовым дорогам: 5 км.

28.07.2003. День 2

На утро более‑менее распогодилось. Дождя не было, а тучи стали больше похожи на облака, которые потом и вообще разошлись, выпустив на волю солнце. На этот день у нас было запланировано посещение заповедника (читай, водопада) «Кивач» и переход (наверное, правильнее говорить «переезд») до Янгозера.

Свернув лагерь, мы выехали со стоянки, вернулись в Гирвас и повернули в поселке налево, двинувшись по дороге в сторону мурманки. Тут нас ждал очередной курьез. Судя по карте, дорога, приближаясь к мурманке, разветвлялась, и каждая из веток сливалась с мурманской трассой под встречными углами. Поскольку, чтобы попасть на Кивач, нам нужно было свернуть направо (в сторону Петрозаводска и Питера), то мы намеревались уйти на развилке в правый рукав, и двигаться к мурманке по нему. Однако, когда мы приблизились к тому месту, где дорога должна была бы разветвиться, мы увидели лишь крутой левый поворот, обозначенный соответствующим знаком, а справа маячил какой-то земляной вал. Притормозив, и оглядевшись, мы, по какому-то странному наитию, ломанулись в лес по обнаруженной за несколько метров перед валом лесной грунтовке. И о чудо! – метров через пятьдесят грунтовка вывела нас на асфальтовую дорогу, которая и была тем самым правым рукавом, который мы искали. Причем асфальт упирался прямо в вал, на котором виднелись отпечатки чьего-то бампера, а вокруг лежали осколки фар. Видимо, кто-то, двигаясь со стороны Мурманского шоссе, ну, никак не мог предположить, что дорога вдруг кончится таким подлым образом.

Заочно посочувствовав неудачливому водителю, мы двинулись в путь. Рукав должен был быть длиной километра два, и именно через это расстояние мы увидели перед собой еще один земляной вал, отгораживавший нас от желанной цели. Поначалу он нас здорово перепугал, потому что назад возвращаться совершенно не хотелось. Однако когда мы подъехали поближе, то увидели прокопанный в валу проход шириной как раз в легковушку. Протиснувшись через него, мы оказались на Мурманском шоссе.

Дальнейший путь до Кивача прошел без приключений.

Сразу за деревней «Сопоха» (если ехать со стороны Мурманска) нужно «взять» хорошо видимый и обозначенный синим знаком поворот направо, и через 5 километров вы упираетесь в шлагбаум. К вам тут же выходит приветливая тетушка, которая предлагает вам заплатить за въезд по 40 рублей с человека (данные на лето 2003 года). Тетушка сразу делает вывод, что студентов среди вас нет, и скидки вам не положены. Ее можно легко разубедить в этом, показав студенческий билет (если он у вас есть, конечно: у меня не было, я уже большой, а вот Андрей с Валей показали). Если память мне не врет, то студентов пускают посмотреть на водопад за пол цены.

Кроме самого водопада, там же можно посмотреть этакий дендро-музей под открытым небом. Одних берез там – сортов пять. Там я, к примеру, узнал, что растение, которое в Питере называют «каринка», во всех остальных уголках нашей страны называют «ирга».

А еще там есть небольшой домик-музейчик, посвященный местной флоре и фауне. В двух маленьких комнатках можно увидеть много интересного: чучело лося, чучело клеща, срезы типичных карельских грунтов. Особо стоит отметить работы фотографа Федорова. Там можно не только посмотреть, но и купить его шедевры.

 
Водопад «Кивач» и наша команда

Проведя на Киваче примерно час, мы снова двинулись в путь. Для начала мы доехали до развилки на Кондопогу, где была заправка, и залились «до полного».


Мурманка в районе Кивача

Затем развернулись на сто восемьдесят и двинулись обратно: мимо поворота на Кивач, по дурной дороге, огороженной с двух сторон земляным валом, через Гирвас, мимо ГЭС, мимо поворота на стоянку, где провели прошлую ночь, и дальше в сторону Юстозера.

В Юстозере повернули налево в сторону Поросозера.

По дороге на Поросозеро встретили группу велосипедистов. Их руководитель махнул нам приветствие, мы махнули в ответ. Возможно, тоже питерские были, а возможно, просто увидели, что мы тоже туристы.

Не доезжая до Поросозера «взяли» правый поворот на Гумарино. Взяв поворот, остались без асфальта – простите за каламбур.

Дальше путь проходил по хорошей грунтовке, правда, с обилием камней. В этот момент в нас проснулся какой-то странный позыв, и мы, втопив педали в пол, ринулись проверять на практике те навыки, которые отработали накануне на пляже возле Гирваса. Никогда раньше я не ездил по такой дороге так быстро. Ну, как быстро, – 60–80 км/ч. Наш пыл не остудил даже вынырнувший из очередной складки рельефа встречный лесовоз, которого (ровно, как и нас самих) спасло лишь то, что он соблюдал рядность. А вы соблюдаете рядность на грунтовке шириной метров пять?

Знаете, очень обидно обычно бывает, когда успешно делаешь что-нибудь сложное, а потом спотыкаешься на простом. Вот гнали бы мы себе и гнали, но нет, в какой-то момент остановились, подышали глубоко и решили дальше ехать помедленнее. И буквально через пару километров я попытался пропустить между колес камушек, который оказался значительно больше, чем выглядел издалека. Результат – центральная часть глушителя оказалась разорванной пополам, на балке заднего моста осталась заметная вмятина, и вмятина размером чуть ли не с тот самый камень осталась в нише запасного колеса. Пришлось поднимать машину и приматывать глушитель проволокой, чтобы он не волочился по земле.


Перегон Юстозеро–Гумарино (чиним глушитель)

В Гумарино повернули налево, и дорого стала значительно хуже. Разбитая лесовозами и заваленная щепками, ветками и камнями, она уже требовала предельной аккуратности для Вектры с ее клиренсом. Шестерка же пока шла относительно спокойно.

Доехав до Янгозера, свернули на дорогу, идущую вдоль его западного берега. При этом руководствовались описанием, взятым вот отсюда: http://olegu.narod.ru/map_kar.html. Вообще, данное описание было нашей главной точкой опоры в течение всего похода, за что хочется сказать его автору огромное спасибо. Правда, в нем присутствуют неточности, об одной из которых я сейчас расскажу.

 

Примечание. После публикации данного отчета картографические материалы на вышеупомянутом сайте были скорректированы.

 

Дорога, как и следовало из описания, оказалась довольно неприятной. Еще больше разбита лесовозами, еще больше камней, и они крупнее. Стоянка оказалась меньше чем через километр после поворота, но мы ее не заметили, поскольку в описании ее местоположение было иным, что, возможно, было связана с тем, что и сама дорога карте обозначена не там, где она проходит на самом деле. Судя по карте и по описанию, дорога должна была несколько километров идти по берегу Янгозера, а стоянка должна была быть километров через пять. Мы, во что бы то ни стало, решив добраться именно до рекомендованной стоянки, попытались честно проехать эти самые пять километров.

Результат наших исследований таков. Километра через полтора-два (сразу за небольшим озером слева) дорога уходит налево в сторону от Янгозера в зону вырубок. При этом на дороге встречаются большие валуны, а потом и просто пни, так что продвижение на каждый метр представляет собой непростую задачу даже на шестерке, что уж говорить о Вектре. Мы пытались ехать по этой дороге до тех пора, пока она была хоть мало‑мальски проходима. Всего удалось проползти километра три. После этого стало ясно, что никакой стоянки впереди быть уже не может, и мы вернулись назад. И буквально в пятистах метрах от поворота мы обнаружили достаточно заметный съезд в сторону озера, который привел нас через 50 метров к стоянке, очень похожей на ту, что была в описании.


Стоянка №2 на карте


Стоянка №2 наяву

Дело уже клонилось к вечеру, снова стало пасмурно, хотя дождя не было. Конец дня мы провели за готовкой ужина и его уничтожением. На следующий день решили устроить дневку.

Всего за день пройдено 250 км, из них по грунтовым дорогам: 50 км.

29.07.2003. День 3

Для меня дневки в походе – это самое трудное. Я, как типичный лентяй, ничего делать не хочу, и поэтому мне на дневках бывает невыносимо скучно. Кто ушел искать грибы, кто‑то отправился ловить рыбу. Я остался сторожить лагерь. Теперь уже трудно вспомнить, но, скорее всего, я к обеду развел костер, вскипятил воды и, возможно, даже что‑то в эту воду насыпал. Но больше точно ничего не делал.

После обеда, когда все всего наловились и насобирались, мы с Андреем отправились просто поплавать по озеру. Ах, да, забыл сказать. Хотя поход был и автомобильный, у нас была с собой надувная лодка-калоша. Такая типичная зеленая, которую знают все рыбаки. Только мы с Андреем так и не научились по-человечески грести ее «распашными» веслами, и поэтому поступили просто: скрепили их на манер байдарочного весла. Так весь поход и плавали.

Так вот, поплавали мы по озеру, высадились на островочке. Там нас накрыл дождик, который мы под этой лодкой и переждали. Полюбовались пейзажами, и вернулись в лагерь.

 
Острова на Янгозере

Вот, собственно, и вся дневка. Я же говорил, что для меня дневки – самое трудное.

30.07.2003. День 4

Целью на этот день было Елмозеро. На нем планировалось сделать стоянку, координаты которой были взяты все из того же описания. Начали мы с того, что двинулись обратно в Гумарино, откуда планировали ехать далее через Паданы и Шалговаару.

Кажется, у нас не обходилось ни одного дня без приключений. Ну, не считая дневок, конечно. Я уже отмечал, что дорога до Гумарино – это не очень хорошая грунтовка. Кроме камней и бревен на ней попадались еще и эдакие мини-броды: говоря городскими терминами, лежачие полицейские наоборот. То есть узкие канавы поперек дороги. И несмотря на то, что накануне мы их все проехали вполне спокойно, в этот день что-то пошло не так, и я не успел вовремя оттормозиться перед одной из них. Не знаю уж, смог ли я правильным торможением смягчить удар, или наоборот его усугубил. Я просто не помню, как я тормозил. Но как бы то ни было, мы с Алексеем дружно ударились головами об потолок. А вы пристегиваетесь ремнем, когда едете по грунтовке со скоростью 30 км/ч?


Броды по дороге с Янгозера

Бог с ней с головой. Голову не жалко – голова зарастет. Хуже было то, что колеса моей Вектры от удара встали в разные стороны. Осмотр выявил, что погнулась регулировочная муфта на рулевой тяге (на Вектре, в отличие от Жигулей, там даже не муфта, а наоборот, винт со встречной резьбой – вот он-то и погнулся). Нашей с Андреем фантазии хватило лишь на то, чтобы кое-как покрутить винты с обеих сторон, чтобы выставить колеса пусть не ровно, но хоть под меньшим углом. Более серьезным лечением машины решили заняться на стоянке, а пока я так в раскорячку и поехал.

Немного не доезжая Паданов, начался асфальт. С моими кривыми колесами это оказалось злом, а не благодетелью: обретя хорошее сцепление с дорогой, машина стала с визгом метаться из стороны в сторону. Я тут, конечно, немножко преувеличиваю – продолжать путь мы, все же, смогли.

Надежда найти в Паданах заправку себя не оправдала. Нашли только заправку для грузовиков – с 80‑ым бензином. Но нас это особо не пугало, поскольку в запасе были канистры.

Немного не доезжая Шалговаары, асфальт снова исчез. Сейчас вспомнить уже сложно, но кажется, асфальт был только до поворота на Суккозеро. Иными словами, заасфальтирована дорога, соединяющая Суккозеро и Медвежьегорск.

Проехав Шалговаару, занялись поиском стоянки на берегу Елмозера, которая была указана в описании. Из‑за неточности карты и обилия боковых ответвлений точно сориентироваться на местности было довольно сложно. Тем не менее, мы-таки нашли какое-то ответвление, которое привело нас к какой-то стоянке. Однако, стоянку уже заняла группа новгородцев на Джетте и каком-то внедорожнике. В принципе, там было еще полно места. И в принципе, новгородцы не возражали против нашего соседства. Но, посмотрев на всю эту толпу, да еще и оценив ветродуй, на котором была стоянка, мы решили двинуть дальше.

И тут снова начались приключения.

Надо сказать, я давно мечтал побывать в районе Шалговаары. На карте там изображена, ну, просто ужасно пересеченная местность, и мне было интересно узнать, как же она выглядит в жизни. Я ожидал увидеть скалы, или, на худой конец, живописные горы. Ан нет. Вся эта местность состоит, по большей части, из песка. И, то ли он сам улегся такими складками в период ледника, то ли там когда-то очень давно этот песок просто добывали. Как бы то ни было, красоту этого района Карелии определяют лишь флора и вода.

Но я начал рассказывать о приключениях. Песок в них играл важную роль. Вам когда-нибудь приходилось ездить по дороге, проложенной по песку? Я не имею в виду, что она бывает непроходима – я говорю о дороге с какой-никакой щебенкой в основе, или как там еще делают правильное грунтовое покрытие. Главное – как эта дорога выглядит. Типичные песчаные отвалы по сторонам, типичная жиденькая травка вперемежку с вереском. В общем, все эти дороги (для тех, кто по ним не каждый день ездит) выглядят все на одно лицо. А за Шалговаарой в окрестностях Елмозера этих песчаных дорог просто бессчетное число, и они друг с другом в куче мест пересекаются. И поскольку мы искали место для стоянки, нам приходилось по ним по всем ездить.

Короче, когда мы несколько раз, поехав по какой-то дороге, возвращались туда же, откуда выехали, мы поняли, что так можно очень конкретно заблудиться. Инфраструктура дорог напоминала настоящий город. Только без домов и без указателей. Мы видели пару мест на берегу Елмозера, где можно было бы встать, но все они были настолько на виду, что мы в какой-то момент махнули рукой и поехали дальше в сторону Сегежи.

Стоянку мы нашли, свернув налево на лесную дорогу примерно через 3 км, от развилки на Ругозеро. Просто нас привлекло на карте озеро Койваярви, и мы решили проверить, а нельзя ли на нем встать. Как всегда оказалось, что карта врет, и там, где на ней отмечена дорога, дороги реально нет. Тем не менее, какая-то дорога к озеру нас, все же, вывела.

Стоянка оказалась не то, чтобы очень оборудованная. То есть стола и скамеек там не было. То есть это была нормальная стоянка рыбаков и охотников, а не любителей пикников и матрасных походов.


Стоянка №3 на карте

Итак, это был первый и единственный раз, когда мы нашли стоянку сами, без помощи чужих описаний и собственных воспоминаний.

Разбив лагерь, мы с Андреем решили помыться. Просто до этого мы приезжали на стоянки довольно поздно, да и погода не больно-то располагала к водным процедурам. В этот раз солнце было еще высоко, и было хотя и прохладно, но вполне терпимо.

Еще в плане на остаток дня был ремонт моей машины. Обратите внимание, мы сперва помылись, а потом пошли чинить машину. Я уже дал возможность понять, почему была выбрана именно эта последовательность.


Моемся на Койваярви

Пообедав, мы приступили к ремонту. Начали мы с того, что попытались выпрямить погнутый регулировочный винт моей Вектры. То есть, нет, сперва мы попытались его выкрутить. Зажимные винты напрочь закисли, и если с рулевой тягой мы худо-бедно справились, то зажимной винт в опоре колеса обломился, обеспечив нас на будущее дополнительным объемом работ.

После того, как погнутый регулировочный винт был извлечен из конструкции, жить ему оставалось несколько минут: после нескольких ударов обухом топора он сломался. Пришлось прилаживать поверх винта жигулевский хомут. Хомут, разумеется, был слишком длинный, и его пришлось укорачивать, перепиливая его ножовочным полотном, держа последнее прямо в руке. Вот так хорошо мы подготовились к трудностям.

До нужного размера хомут мы все равно не укоротили, и колеса остались под небольшим углом, но решено было попробовать ехать дальше так.

Закончив с рулевой тягой, мы отвинтили разбитый глушитель по самые штаны. Остаток похода уцелевшие фрагменты глушителя провели в багажнике.


Ремонт машины в финальной стадии

Вечер был проведен за ужином, разговорами за жизнь и любованием закатом. Все очень типично.

 
Стоянка №3 наяву

Всего за день пройдено 140 км,  из них по грунтовым дорогам: 100 км.

31.07.2003. День 5

Все началось с того, что я совершил геройский поступок и помыл машину. Андрей протер свою всухую.

Упаковав вещи, и частично перелив содержимое канистр в баки, мы двинулись в дальнейший путь. Цель дня была овеяна ностальгическими воспоминаниями, уносившими нас на 17 лет назад в далекое детство. Мы ехали на Онежское озеро на полуостров Ажеп. На самой оконечности этого полуострова был песчаный пляж, цветные камушки и, пардон, колючая проволока, которая, однако, нас не очень пугала. Когда-то мы стояли на этом мысу, приплыв на него на байдарках, и по смутным воспоминаниям, там были следы дороги.

Сразу оговорюсь, что на Ажеп мы не попали, но в тот момент мы об этом еще не знали.

До Сегежи шла широкая, в большинстве мест ровная грунтовка. Ровная ровно настолько, насколько может быть ровным грунтово‑гравийное покрытие. То есть нагрузка на ходовую из‑за постоянной вибрации была довольно сильная. Движение, как и везде неактивное: только грузовики, да местные на соответствующих машинках. Правда, в какой-то момент нам навстречу промчалась (именно, промчалась) черная блестящая BMW.

Где-то в первой половине пути у Андрея забарахлил карбюратор, и мы ненадолго остановились. С карбюратором ничего сделать не удалось, и поскольку он барахлил не больно-то сильно, мы решили больше с этим не заморачиваться.


Барахлит карбюратор

Так без особых приключений мы добрались до Мурманского шоссе возле Сегежи. Залив баки и канистры мы двинулись по мурманке в сторону Медвежьегорска, под свист моих кривых колес. Где-то посередине пути мне пришлось остановиться и поменять местами правые переднее и заднее колеса – из-за неправильного схождения съелся почти весь протектор, который и так был не ахти.

В Медвежьегорске нам нужно было решить очень важную задачу: купить дрель и сверла, что высверлить из опоры обломанный зажимной винт. Результатом наших поисков стала ручная дрель, умещавшаяся чуть ли не целиком в ладони, набор сверл, ножовка по металлу и к ней три полотна, которые зачем-то были покрашены в голубой цвет. Видимо голубой цвет обозначал, что это полотна по, ну, очень мягкому металлу. Слава богу, у нас еще была пара своих – непокрашенных.

Из Медвежьегорска двинулись в сторону Шуньги, за которой, судя по карте должен был быть поворот на Ажеп. Поворот, действительно был, и мы повернули. Только вот дальше все оказалось очень непросто. Дорога разветвилась, и мы, руководствуясь картой, поехали по правому рукаву. После нескольких километров прыганья по кочкам мы допилили до деревни Ажепнаволок. За деревней дорога, казалось, пошла дальше вдоль какой-то заросшей канавы, но через несколько десятков метров уперлась в забор загона для скота. А из деревни к нам уже бежал мужичишка, испугавшийся, как выяснилось, что мы сейчас, подобно монстру из SimCity, проложим просеку через его ультрамодный загон.

В ходе беседы с этим товарищем выяснилось, что канава, вдоль которой мы поехали, и была той самой дорогой, которая вела на мыс Ажепнаволок, т.е. на такие желанные пески‑пляжи. Поглядев на заросшие бурьяном колеи глубиной по колено, мы поняли, что орешек нам не по зубам. Весной, как рассказал мужичок, по этой дороге умудрился проехать один Уазик. И еще одна Нива, вроде как, тоже уехала туда, но ее возвращения он не застал.

Мужичок сказал, что до берега Онежского озера можно добраться, если поехать по левой дороге от последней развилки, и мы последовали его совету. Дорога быстро ушла в лес, где толпы местных женщин и детей собирали чернику. Попетляв среди сосен, дорога забралась куда-то в гору и кончилась посреди черничника. Берег был, конечно не очень далеко – метрах в пятистах. Только вот а) туда не было дороги, б) там был двадцатиметровый обрыв и г) внизу было нечто, больше похожее на болото, чем на пляж.

Вернувшись немного назад, мы немного потыркались в боковые ответвления, которые тоже вели к воде, но хороших мест для стоянки так и не нашли. Пообедав сухим пайком, мы уткнулись в карту, в поисках другого, потенциально хорошего места. В качестве кандидата был выбрал полуостров Клим, куда мы и двинулись.

В отличие от Ажепа, с Климом все прошло как по маслу. Подъехав к деревне Толвуя мы повернули налево, потом, попетляв по деревне, выехали на грунтовую дорогу, которая через поля, через леса и через деревню Лебещина в итоге привела нас к тому месту, где Клим превращается в узкую, длиной километра два, косу. Почти у самого основания этой косы на западном берегу полуострова нас ждала обустроенная стоянка. К вечеру из леса свалили все ягодники, и стало совсем хорошо.


Стоянка №4 на карте


Стоянка №4 наяву

Дамы затеяли блины, и вечер был проведен крайне осмысленно.

Всего за день пройдено 290 км, из них по грунтовым дорогам: 90 км.

01.07.2003. День 6

Я уже говорил, как я отношусь к дневкам. Но бывают дневки, а бывают дневки. Это была дневка.

Итак, вооружившись грозной дрелью, и зарядив ее чуть ли не самым толстым сверлом, на которое она была рассчитана – восьмеркой, я начал высверливать подлый зажимной винт.  Или... нет. Сперва мы с Андреем решили спилить кусок шаровой опоры, чтобы укоротить необходимую длину нового зажимного винта – просто такого длинного у нас с собой не было. Я уже говорил, что мы очень хорошо подготовились к походу.

Ножовочное полотно может творить чудеса. Чудеса зависят от качества этого полотна. Решив использовать сперва голубые, я обеззубил их, не сделав и половины работы и потратив минут сорок. А потом за пятнадцать минут допилил несчастную опору нормальным (некрашенным) полотном.

А вот после этого началось самое интересное – высверливание винта. Бедная дрель извивалась в моих руках как живая, сопротивляясь всеми двумя шестеренками, из которых была сделана. Сверло тоже не очень-то хотело резать качественную немецкую сталь. Но, все же, я их всех переупрямил: через два часа упорных трудов на месте закисшего обрубка была проделана аккуратная дырка.

На этом, правда, трудности не кончились. Когда мы начали выставлять схождение, оказалось, что и без того укороченный донельзя хомут не дает стянуть опору и рулевую тягу до нужного расстояния. Пришлось укорачивать еще больше. После этого колеса встали на место.

Холява кончилась, началась обычная дневка. То есть снова нужно было придумывать, чем заняться. Мы с Андреем сели в лодку и отправились поблеснить по округе. За этим занятием мы провели часа три. Ясное дело, ничего не поймали, но зато полюбовались пейзажами, подышали свежим ветром, покачались на волнах, – в общем, вкусили того, чего так мало в автомобильных походах по сравнению с водными. Все‑таки, я очень люблю воду.

А ближе к вечеру сделали еще пару показательных заездов по прибрежной полосе. Чисто для камеры. Андрей, в результате, обломал себе об воду все колпаки на колесах. Чего не сделаешь, ради высокого искусства.


Покатушки на Климе

Все-таки, Клим – местечко тоже ничего, хотя Ажеп и лучше.

02.07.2003. День 7

Это неинтересно, когда все цели достигаются. В жизни должен присутствовать определенный процент обломов. Это как специи в еде. Они дают лучше почувствовать вкус, они напоминают о небезграничности ваших возможностей (то есть не все на свете вы можете съесть), они, наконец, позволяют забыть о мелких неприятностях.

В этот день мы обломались еще раз.

Нашей целью в этот раз была вовсе не хорошая стоянка. Нам нужна была хоть какая-нибудь стоянка, но во вполне определенном месте: там, где в узкой бухте губы «Святуха» стоит чем-то похожая на гигантский зуб скала. Мы нашли ее случайно все в том же байдарочном походе 17‑летней давности. Мы тогда были еще детьми, но сейчас мы были уверены, что точно помним это место.

Снова забегая вперед, скажу, что место мы действительно помнили правильно. Только вот добраться до него оказалось гораздо сложнее, чем мы думали.

Итак, мы тронулись в путь. Забавно, но лишь на обратном пути я заметил, что на лесной дороге, идущей по Климу, есть километровые столбы. Причем нумерация начинается как положено: от воды.


Километровый столб на Климе

Столбы столбами, а приключения начались еще до того, как мы выбрались с Клима. И слава богу, что мы еще не выбрались на шоссе. Мы ехали со скоростью около 30 км/ч, как вдруг моя машина клюнула носом. Причина была банальна: сломанный регулировочный винт вылетел из хомута, и колесо потеряло контакт с рулевой тягой. Почесав репу, мы насадили хомут обратно и потуже его затянули. Было решено ехать в большую деревню – Шуньгу, и искать «кузнеца», чтобы он либо выточил нам новый регулировочный винт, либо сварил старый. В Шуньге мы перво-наперво нашли и отпилили подходящий кусок граненой арматурины, из которой должна была бы получиться классная деталь для немецкой машины. Местные жители показали нам дорогу в автомастерские, и мы двинулись туда.

Начало было обнадеживающим: нас привели к токарю, который, как нам сказали, за бутылку мог на своем станке выточить такое, что я вслух произнести не решаюсь, а написать – тем более. Только вот, в бутылке оказалось мало толку, потому что в станке не хватало шестеренок, и он не мог нарезать обратную резьбу.

В итоге, из токаря кузнец не получился, и мы пошли к сварщику. Сунув ему переломленный винт, перехваченный хомутом, мы объяснили фронт работ, и далее несколько минут стояли отвернувшись, пока он превращал винт и хомут в единое целое.

Свою бутылку кузнец заработал: конструкция вышла, что надо. Таким образом, на седьмой день пути проблемы с колесами моей машиной закончились.

Из Шуньги мы двинулись искать подъезд к скале. Мы намеревались проехать по обозначенной на карте дороге, которая шла по восточному берегу Святухи, как можно дальше, и там разбить лагерь. А затем уже на лодке доплыть до нужной нам бухты. Однако, попытка оказалась неудачной. Точнее, целых две попытки.

Сперва мы попытались добраться до нужной дороги через деревню «Фомино». Ровно до этой деревни мы доехать и смогли. Дальше ничего похожего на дорогу не было, причем, по ощущению от слов местных жителей, не было никогда. Пришлось возвращаться назад ни с чем. Ну, разве что, с чувством эстетического удовлетворения от красот местной природы.


В районе деревни Фомино

Вторую попытку мы сделали, свернув налево перед самым мостом через Святуху. Дорога дошла до какого-то садоводства и в нем закончилась. Так что, если видите на карте черный пунктир – даже не надейтесь, что вы по нему проедете. Мало ли что там со спутника приняли за дорогу.

Поскольку поиски заняли уже немало времени, было решено на все плюнуть, и искать стоянку. Поэтому мы двинулись в сторону Ванчозера, снова воспользовавшись имевшимся у нас описанием. Там, на восточном берегу Ванчозера мы нашли замечательное место. Даже целых два, расположенных рядом. Нагло поездив туда-сюда и повыбирав, мы, наконец, стали (или встали) лагерем.

Ванчозеро – очень красивое место с типичными южно-карельскими скалистыми берегами (местами, конечно). Не то, что матрасные пляжи на Ажепе и Климе. Есть в карельской природе одна исключительная особенность: это неброскость, но в то же время, выразительность. Нет ни высоких скал, ни бескрайних степей, ни бурных рек. Просто деревья, камни и вода. Говоря формально: регион, максимум, третьей категории сложности. Здесь не чувствуешь себя песчинкой перед стихией. Как раз, наоборот, чувствуешь себя в полной гармонии с природой.

В общем, хорошее место. По меркам автомобильных походов, конечно. На байдарке можно найти места гораздо лучше.


Стоянка №5 на карте

Итак, мы разбили лагерь, желающие искупались. Мы с Андреем шутки ради запарковали машины на камнях прямо над береговым склоном.


Типичная карельская парковка

И... вернулись мыслями к той самой скале, до которой сегодня не доехали. Раскрыв карту, прикинули варианты, и решили назавтра все-таки до этой скалы добраться. Но это уже будет завтра. А сегодня вечером – какой красивый закат!

  
Стоянка №5 наяву

Всего за день пройдено 90 км, из них по грунтовым дорогам: 50 км.

03.08.2003. День 8

Это тоже была особенная дневка. Встав утром и позавтракав, мы с Андреем решили провернуть следующий план. Вернуться на машине до Кажмы и, по дороге на Великую Губу, в районе деревни Медведева свернуть на пунктирную дорогу, по которой доехать практически до конца. Там оставить машину, сесть в лодку и, переплыв на ней Святуху, добраться до скалы.

В планах все кажется таким легким. В Медведевой никакой пунктирной дороги, мы, разумеется, не нашли. Пришлось ехать дальше по дорогое в сторону Великой Губы. Через пару километров после деревни Узкие мы обнаружили свежую дорогу, которая, вообще-то, вела в нужную сторону. Но на ней висел кирпич, и мы решили, что это, видимо, просто дачка какого-то нового русского. В итоге, мы доехали до самого Космозера, так и не найдя ни одной нормальной дороги.

Тогда  мы приняли решение где-нибудь просто забуриться в лес, взять лодку на плечо и переть по азимуту, переплывая все водные преграды. Кто-нибудь в состоянии поверить, что это могло прийти в голову нормальным людям? Но мы ведь, все-таки, туристы. А не просто автолюбители.

Нам даже немного повезло. Мы нашли лесную дорожку, которая довела нас до небольшого озерца, за которым по карте было еще одно озерцо, а затем уже Святуха. Между водными объектами были перемычки суши шириной метров по пятьсот.

Бросив машину, мы погрузились в лодку и двинулись в путь.

Казалось бы – какая ерунда! По азимуту до нашей цели было километра четыре. Но, как-то, все шло очень медленно. Надувная лодка-калоша плыла совсем не быстро. Хотя гребля сама по себе нас особо не утомляла. Настоящим кошмаром были пешие переходы. Что там до того, что обозначенной на карте дороги не было и в помине – там вообще был девственный лес, по которому в этом месте, может, даже медведи не ходили. Только бурелом и тропы мелких животных.

Матерясь и чертыхаясь, мы проперли лодку от первого озера ко второму и снова пустились вплавь. На воде все так просто: левой, правой, десять тысяч ведер – и ты уже на другом берегу. Второй сухопутный перешеек был шире предыдущего, и, разумеется, не проще. Когда мы, наконец, снова погрузились в воду, мы были в узком заливе Святухи, который, естественно шел перпендикулярно нашему генеральному направлению. Так что, был выбор: либо переплывать на тот берег и снова волочиться до большой воды, либо выплывать из залива на веслах, а потом пересекать Святуху не поперек, а под углом. На берег нам больше не хотелось, так что решили плыть.

Продефилировав мимо небольшого рыбоводческого хозяйства, мы выплыли из залива и двинулись через губу. В этот момент мне впервые пришла в голову мысль, что та бухта на противоположном берегу, к которой мы держали путь, вполне могла оказаться совсем не той, которую мы искали. Было ясно, что в других местах мы ничего искать уже не будем. Мы итак были в пути уже часов пять, а надо было еще возвращаться.

Здесь я опускаю все дальнейшие детали нашего пути и сразу перехожу к тому моменту, когда мы вплыли в бухту. Вдали замаячил знакомый силуэт, и скоро стало ясно, что впереди та самая скала. По крайней мере, мы плыли не зря.


Скала на карте


Скала издалека

Наверное, для вас это просто скала, не более того. Но для нас с Андреем это мостик в детство. В первый момент, когда мы на нее посмотрели, нам показалось, что она изменилась за 17 лет. Но потом мы сравнили ее со старыми снимками, и стало ясно, что она осталась ровно такой, какой была прежде. С точностью до единого деревца и куста. Все‑таки, у человеческой жизни иные масштабы времени. Может, это и к лучшему. Вот вернемся еще через 17 лет, а здесь, в этой бухте все будет по-прежнему. Те же деревья, те же камни, та же вода.

  
У, на и в скале

Но, пора было возвращаться. Неподалеку от рыбоводческой базы на том берегу, мимо которой мы проплывали, виднелись еще какие-то постройки, и мы предположили, что там, все-таки должна быть какая‑то дорога. Переплыв Святуху и добравшись до построек, мы выяснили, что это просто филиал той же самой базы. Точнее, наоборот, то был филиал, а это был центральный офис. На территорию базы нас не пустили, но сказали, что если пройдем вдоль забора, то доберемся до дороги, которая выведет нас на шоссе (как раз туда, где мы видели кирпич).

Радостно сдув лодку, мы поперлись наверх вдоль забора и, выбравшись на дорогу, двинулись по ней. Каково же было наше разочарование, когда впереди замаячили домики того самого филиала этой рыбной базы! Надо же было так облажаться! Ведь было совершенно очевидно, что обе базы связаны дорогой, и что надо было ее пересечь, и искать следующую. А я-то удивлялся, почему компас какую-то ерунду показывает. Верьте компасу, не верьте дороге.

Время было уже потеряно, и нам пришлось возвращаться к машине опять через два озера. Только пришлось еще лодку надувать. В два рта. Непростое занятие для людей, не имеющих опыта игры на духовых инструментах. А солнце уже клонилось к закату, и искать дорогу в потемках вовсе не хотелось.

Но, слава богу, мы успели до темноты. Собственно, мы почувствовали себя дома, уже когда сели в машину. Теплый обдув на промокшие ноги – и все беды позади.

В лагерь мы вернулись около десяти вечера. На весь вояж у нас ушло часов двенадцать.

Вот это дневка, так дневка!

Всего за день пройдено 70 км, из них по грунтовым дорогам: 70 км.

04.08.2003. День 9

Мы уже чувствовали, что едем домой. Хотя впереди была еще одна ночевка. Мы решили возвращаться в Питер не по мурманке, а через Сортавалу. Свернув с Мурманского шоссе на траверзе Пряжи, мы двинулись по знаменитой «голубой» дороге. Дорогу эту почти всю модернизировали, положили новый асфальт. Правда, местами этот асфальт шел опасными волнами, с которыми я в один прекрасный момент попал в резонанс и... в общем, амортизаторы не спасли от удара.

Ближе к развилке на Питкяранту еще шли ремонтные работы, и пришлось петлять по грунтовке.

Немного постояли у Креста Скорби (памятник Русско-финской войне на перекрестки с трассой А‑131). Затем, двинулись в сторону карьера «Мурсула», думая, что сможем найти там стоянку. Однако, местность оказалась исключительно пыльной, и мы, в какой-то момент, повернули назад.

Прокатившись немного в сторону Питкяранты, мы поняли, что нормальные стояночные места остались позади, и вернулись назад: снова мимо Креста Скорби и по голубой дороге еще километров 15–20. Там по лесной дороге добрались до берега небольшого озерца, где разбили лагерь.

Кстати, в районе Питкяранты есть два интересных водопада. Первый, очень небольшой, находится возле поселка «Койриноя». С дороги на Питкяранту через километр после поселка надо свернуть направо в сторону каких-то дач и проехать буквально сто метров. Далее налево по тропинке еще метров пятьдесят.

Второй водопад – Белые Мосты – находится не то на реке Кулисмайоки, не то Сюскюяйоки, и, говорят, к нему надо ехать от поселка «Леппясилта». Мы, в тот момент, ничего про оба этих водопада не знали, и просвистели мимо. Позже, зимой мы нашли водопад у Койринои, а до Белых Мостов не добрались, потому что дорога была под снегом.

Координаты последней стоянки точно назвать очень сложно. В этом районе очень много лесных дорог, а ориентиры были искажены из-за ремонта шоссе. Многие дороги уводят просто в лес и исчезают, некоторые – приводят к каким то свежим постройкам непонятного типа. Но некоторые, все-таки, ведут к озерам, которых тут тоже очень много.


Стоянка №6 на карте


Стоянка №6 наяву

Последний вечер в лесу мы провели с противоречивыми чувствами, как это всегда бывает: хотелось домой, и хотелось остаться.

Перед возвращением в город я помыл машину.

Всего за день пройдено 520 км, из них по грунтовым дорогам: 50 км.

05.08.2003. День 10

Собравшись и просушив палатки, мы двинулись домой. Район Сортавалы – очень красивое место. Дорога петляет по сопкам, то и дело открываются чудесные виды на ладожские шхеры. Вот только дорожная обстановка не очень‑то позволяла всем этим любоваться. Тем более, что пошел дождь.

Когда мы въехали в Сортавалу, ливень пошел просто стеной. Мы ехали просто куда-то прямо, не видя никаких указателей и поэтому игнорируя повороты. Тем не менее, дорога никуда не делась из-под колес, и мы выбрались из города в нужном направлении.

Дождь шел еще некоторое время, а потом потихоньку стих. Проехав несколько километров (и несколько деревушек) мы решили остановиться у обочины по «техническим» причинам. Когда же мы попытались снова тронуться в путь, неожиданно выяснилось, что мы прочно увязли правыми колесами в какой-то неглубокой, но вязкой канаве, которую из-за травы просто не увидели. Андреевскую шестерку мы, худо‑бедно, вытолкали, но моя Вектра прочно села брюхом на песок. Машину не удалось вытащить даже тогда, когда Андрей привязал ее за корму тросом к своей шестерке и начал тянуть. Колеса шестерки просто буксовали о мокрый асфальт. Не смогли помочь и два мужика, проезжавшие мимо на своем Москвиче. Они и Алексей втроем упирались мне в морду, пока Андрей продолжал обдирать свои шины, но Вектра уверенно сидела на песке. Было очевидно, что чтобы вытянуть эту репку, нужна была конкретная мышка. И через некоторое время мышка объявилась в лице двух немаленьких мужиков на немаленьком Мерседесе: один хороший толчок, и моя Вектра снова встала на свои колеса. Вот так вот тоже бывает – а, всего-то, остановились пописать.

Итак, мы продолжили свой путь. В скором времени дорога превратилась в грунтовку. Причем, поверхность грунтовки, разбитая не то гусеницами, не то просто грузовиками, была похожа на рифленую стиральную доску. Машины наши трясло так, что казалось, мы вот-вот оставим всю подвеску на дороге. Так, плотно сжав зубы, мы пропилили примерно 30 км до Хийтолы.

За Хийтолой нас ждал погран‑пост. Точнее, нас они особо не ждали. Странное это место, вообще. Со стороны Питера через этот пост можно проехать, только имея приглашение, листок гостиничной резервации, либо что-то в этом роде. В обратную же сторону выпускают всех без разбору. Мы даже не успели остановиться: пограничник, казалось, оценив скорость нашего движения, раскрыл шлагбаум ровно на столько, чтобы мы могли проехать, не сбрасывая скорости.

Еще через несколько километров стиральная доска кончилась, и начался вполне приличный асфальт, по которому мы успешно доехали до Приозерска, и миновали его.

И вот тут-то опять начались приключения. У меня загорелась контрольная лампа двигателя, и вскоре мотор заглох. Обследование показало, что у меня окончательно отполировался ремень генератора, и последние километры я ехал чисто на аккумуляторе. Проблема была временно решена путем установки другого – очень старого аккумулятора. Недавно я померил его емкость: 5 ампер-часов!

Вышеупомянутых пяти ампер‑часов хватило, чтобы доехать до Питера. Видимо, влажная дорога и отсутствие песка добавили немного жизни ремню генератора. В городе мы должны были доехать до Приморской, чтобы добросить Логуновых до дома. Мой двигатель снова заглох сразу, как мы съехали с Тучкова моста. Снова заменив аккумулятор, мы на последнем издыхании поползли дальше.

До дома Логуновых я не дотянул метров сто: заглох практически на заезде в дворовую зону. Эти сто метров мы с Алексеем машину просто дотолкали, запихнув ее на парковку и решив, что я уже на следующий день подъеду с новым ремнем.

Наверное, именно в этом месте поход можно было считать завершенным.

Всего за день пройдено 440 км, из них по грунтовым дорогам: 55 км.



Hosted by uCoz