Июль 2006
Отчет-обзор
(составил Александр Глазунов aka LXNG)
Время:
03 июля 2006 – 15 июля 2006 (12 дней)
Краткая характеристика похода:
Автомобильно-байдарочный с перегонами по трассе, преодолением грунтовых дорог и лесного бездорожья на автомобиле, многодневными водными переходами по озерам и большой воде, байдарочными волоками с использованием автомобиля, а также с элементами пешего туризма.
Нитка маршрута:
Санкт-Петербург – трасса A‑129 (Приозерское шоссе) – Голубая дорога – трасса M‑18/E‑105 (Мурманское шоссе) – Медвежьегорск – Кажма – Космозеро – губа Святуха – Повенецкий залив Онежского озера – п-ов Ажеп – вдп. Кивач – Янгозеро – г. Воттоваара – вдп. Белые Мосты – трасса A‑129 (Приозерское шоссе) – Санкт‑Петербург
Техника:
Автомобили: Нива, Шевроле-Нива
Байдарки: Свирь-Н (Тритон), Таймень-3
Экипаж:
§ Александр Глазунов (руководитель похода, водитель Шевроле-Нивы, руководитель водной группы, Таймень-3)
§ Андрей Глазунов (руководитель автомобильной группы, водитель Нивы)
§ Павел Ковылков (водитель Шевроле-Нивы при разделении группы)
§ Антонина Глазунова (Таймень-3)
§ Вероника Глазунова (Таймень-3)
§ Григорий Глазунов (Свирь-Н)
§ Ольга-Лиза Глазунова (Свирь-Н)
Поход, о котором здесь пойдет речь, был довольно необычным с нескольких точек зрения. Во-первых, возрастной состав группы охватывал диапазон от полутора до шестидесяти с лишним лет. По сути, три поколения путешествовали вместе в одной упряжке. Во-вторых, в этом походе удалось совместить два вида транспорта: автомобили и байдарки. В-третьих (что, в общем-то, вытекает из предыдущего пункта), нам удалось пройти маршрут, который вряд ли был бы возможен при иных условиях.
В походе участвовали две группы, автомобильная и байдарочная, которые то объединялись, то разделялись, то пересекались, дабы помочь друг другу в прохождении маршрута. В определенные часы и в определенных местах мы включали рации и связывались друг с другом, чтобы скоординировать свои действия.
Путешествие началось с озерной системы Заонежья, куда мы всей командой приехали из Питера на машинах: с байдарками на крышах. Встав лагерем на Космозере, мы с утра собрали байдарки и разделились. Я отдал свою машину Паше, и они с Андреем уехали исследовать местную дорожную сеть. Мы, тем временем, на байдарках двинулись на юг к противоположному концу озера. К утру следующего дня планировалось пройти все озеро и встретиться на его южной оконечности, чтобы оттуда осуществить волок в губу Святуху. К вечеру первого дня мы встали лагерем на восточном берегу Космозера, связались по рации с автомобильной группой и уточнили место встречи. На следующее утро мы завершили переход Космозера и, погрузив байдарки на машины, перебросили их к Святухе.
В те несколько дней, которые водной группе понадобились для прохождения Святухи, обратно на север, автомобилисты исследовали подступы к мысу Ажепнаволок. Попутно обнаружив пару интересных мест на берегу, водители за два дня все-таки смогли пробуриться через девственный лес и выехать на заветный песчаный пляж. Уже там, в результате казавшихся невинными шалостей, они умудрились вывести из строя оба автомобиля. Неизвестно, сколько бы они чинили машины вдвоем, но в лице подошедшей к ним, в конце концов, нашей водной группы они обрели дополнительные рабочие руки, халявную кормежку и компанию для поездки в Петрозаводск за запчастями на полуработающей Шеви-Ниве.
На Ажепе водная часть путешествия закончилась. Постояв несколько дней, и починив, в конце концов, машины, мы двинулись объединенной группой на Янгозеро, зарулив по пути на Кивач. На Янгозере мы сделали дневку, и часть группы отправилась в «радиалку» на гору Воттоваара. На то, чтобы добраться до горы, забраться на нее, спуститься и вернуться в лагерь, ушел весь день.
С Янгозера мы выбрались на «голубую» дорогу (шоссе Пряжа-Сортавала-Вяртсиля) и последний привал сделали на поляне близ водопада Белые Мосты. Оттуда через Сортавалу и Приозерск вернулись в Питер.
Вот так вот, на одной страничке уместился почти что весь отчет. Если не считать деталей, о которых будет написано ниже.
Нам доводилось путешествовать по Карелии на разных машинах, и по разным дорогам. И наверняка, про эти дороги уже много кто писал.
Когда читаешь очередное такое описание, то обычно глядишь на дату отчета и прикидываешь, как сильно ситуация могла измениться за прошедшее время. Так вот, в отношении карельских дорог я более чем уверен, что через 10 лет все будет так же, как было 10 лет назад. Причиной тому как техногенные, так и природные факторы.
С точки зрения технологий, вряд ли можно ожидать, что за дорогами в этой области начнут следить иначе, чем это делается сейчас. Точно так же будут временами менять асфальт. Временами будут прокладывать новые дороги и перекапывать старые. Да-да, именно перекапывать. Забавно, но техника перекапывания довольно популярна в Карелии. Стоит закончить строительство некоторого участка новой дороги, как аналогичный участок старой дороги перекрывается с обоих концов валом, либо траншеей. Чтоб не ездили. Почему это так важно, чтобы по старой дороге не ездили – это отдельная тема, над ней можно подискутировать отдельно. Но, так или иначе, нужно понимать, что большинство карт, которыми мы пользуемся, основаны на крайне устаревших данных о карельской дорожной сети. Многие дороги уже проходят в другом месте. Многие повороты и развилки теперь тоже находятся в другом месте и выглядят совсем иначе. А количество вообще не отмеченных на карте лесовозных дорог значительно превосходит количество отмеченных (и зачастую уже давно непроходимых).
Голубая дорога, на момент описываемого похода производила впечатление почти достроенной, а нынче выглядит еще более почти достроенной. Собственно, как дорога – она была, фигурально выражаясь, всегда. Просто ее по участкам перестраивали, расширяли, спрямляли. Сейчас есть ощущение, что все основные участки, которые можно было спрямить, уже спрямлены. Осталось расширить нерасширенные.
Мурманская трасса находится в состоянии средней степени ухоженности, но, так же, как и Голубая дорога, позволяет ехать достаточно быстро.
Природный фактор, определяющий стабильность картины – это, в первую очередь, гранитная основа всей карельской земли. Если дорога пролегает не в болоте, то тонуть ей некуда – камень не пустит. И такие дороги существуют в неизменном виде очень долго. Только валуны в их форватере постепенно «всплывают». Болотистые дороги, ясное дело, остаются болотистыми, и их проходимость зависит от сухости сезона. Помимо всего прочего, на песке и камнях ничего толком не растет, поэтому дороги подолгу не зарастают, даже если ими не пользуются. Но! Есть другая причина, почему неиспользуемая дорога быстро становится непроходимой. В силу пересеченности местности и слабого грунта, деревья с обочин часто падают на проезжую часть, перекрывая ее. В итоге, вы можете проехать много километров по кажущейся идеальной дороге, а потом упереться в бурелом, который даже с бензопилой за день не разгрести. Поэтому имейте всегда про запас альтернативный план движения.
Местные жители ездят в глубокий лес и болота на Уазах (козлах и буханках), реже на Нивах. Поэтому если вы едете на машине с клиренсом поменьше, то не надейтесь, что сможете пропустить между колес траву, что растет посередине: в этой траве обязательно прячется камень, который как раз такой высоты, чтобы оторвать вам глушитель или промять поддон картера. Это не означает, что вы там не сможете проехать, однако вам наверняка придется активно маневрировать.
На Нивах нам удалось проехать везде, где мы изначально планировали это сделать. Однако были места неочевидные и сложные. И были места, в которых нам просто повезло с погодой.
А вот что мы так и не научились делать – так это оценивать время, требуемое для прохождения того или иного участка. Глядя на карту, невозможно даже примерно прикинуть, с какой скоростью удастся сегодня ехать.
Вообще-то, на Космозере байдарочников не бывает. Потому что озеро глухое, и волоки из него длинные и неприятные. Но имея автомобильную поддержку, мы, быть может, первые в мире, проплыли это озеро из конца в конец.
Началось все на берегу близ деревни Кажма. Там есть несколько подъездов к воде, через лес, с удобными площадками, где можно нормально встать лагерем. На одной из таких площадок мы переночевали, собрали лодки и двинулись в путь. Автомобильная группа (Андрей и Паша) тем временем отправилась другим маршрутом. Водную же группу составили: я с женой и дочкой полутора лет в одной байдарке, и мои родители в другой.
(>> Координаты стоянки, откуда стартовал наш поход)
Буквально через час-два после выхода на воду нас накрыла гроза с сильнейшим ливнем. Сперва мы пытались идти сквозь дождь, укутавшись в непромокаемые куртки, но потом все же пристали к берегу, и переждали непогоду там. Тем более, что тучи были низко, и молнии слишком уж активно били вниз – в воду и в землю. Посреди открытой воды мы были бы уж слишком очевидными громоотводами. Но непогода наконец-то уступила место погоде, и мы достаточно быстро смогли продолжить путь.
У Космозера есть два берега: западный и восточный. Западный берег по большей части представлен заболоченным лиственным лесом. Восточный же берег – относительно высокий (два-три метра), и представляет собой частично луга, частично смешанный лес, и вдоль всего этого идет дорога на Великую Губу. В общем, на поверку оказалось, что с точки зрения живописности на озере ничего особенного нет. Возможно, в нем есть какой-то смысл с точки зрения рыбалки. Возможно также, что что-то интересное можно найти в заливе западного берега ближе к южной оконечности озера. На карте там обозначены песчаные отмели и возвышенность. Мы туда завернуть не успели.
Вечером первого ходового дня мы встали на восточном берегу где-то на 4 километра южнее деревеньки Узкие. Стояночка была на скалистом берегу в ста метрах от дороги, но отделенная от нее почти непроходимым лесом. Места для палаток были не очень ровные, но вполне терпимые. И на камнях росла земляника – хоть что-то по-настоящему приятное.
В заданный момент времени я включил рацию и смог уловить контакт с автомобильной группой. Назвать это хорошим контактом было сложно – лес мешал, но мы, все же смогли сориентироваться друг относительно друга. Затем sms-кой я смог переслать Андрею свои координаты (сотовая связь была почти никакая, и говорить было невозможно). Андрей с Пашей, ориентируясь на наше положение попытались найти место для своей стоянки, доступное с дороги, и в итоге встали еще на 3-4 километра южнее.
С утра, если можно так выразиться, учитывая, что это было часов двенадцать дня, мы продолжили путь и через час нам уже сигналили с берега наши автомобилисты. До деревни Космозеро было уже относительно недалеко, зато волок в Святуху обещал быть нетривиальным. Поэтому мы не стали рисковать и пообедали, пусть немного раньше, чем хотелось бы.
(>> Координаты стоянки на Космозере, где наши группы встретились)
Думаю, пообедали мы не зря. В Космозере нам пришлось осуществить полную разгрузку лодок, перевезти на машинах все вещи на берег Святухи, а затем заняться транспортировкой лодок. Длина тайменя – метров пять. Нетрудно догадаться, что на крышу автомобиля его примостить не так уж и просто. Пришлось соорудить дополнительную точку опоры в виде деревянной конструкции, закрепленной на кенгурине. В таком режиме перевозка стала более реалистичной. Потихоньку, без резких маневров, мы перевезли лодки к Святухе. Расстояние там – километра два, и дорога довольно неудобная. Пешком волочить лодки было бы мученьем.
(>> Координаты подхода к воде в Космозере)
(>> Координаты спуска на воду в Святухе)
В общем, в конечном итоге мы снова загрузились, и двинулись в путь по Святухе – обратно на север. Машины отправились туда же, но по суше. К этому времени довольно сильно раздуло. Собственно, и с утра ветерок был ничего себе, но на Космозере он дул в спину, а теперь гнал нам волны прямо в лицо, и вообще, заметно покрепчал. Я, будучи единственным гребцом трехместного тайменя, трудился в поте лица, и все равно скорость была просто смешная. Скажем, километр в час. Родители на моей любимой тритоновской Свири-Н в четыре руки легко и непринужденно лидировали в нашей флотилии. За несколько часов нам с трудом удалось одолеть порядка четырех километров, и мы встали в первом же подходящем месте. Это был небольшой сосновый оазис среди лиственного леса, граничащего с поляной с высокой травой. Не самое лучшее место с точки зрения количества комаров. Но в целом – очень даже нормальная стоянка.
Следующий день был более удачным в смысле погоды. Ветер стих, было ясное, ярко-синее небо: не так интересно, в силу отсутствия экстрима, зато можно было глазеть по сторонам в свое удовольствие, и это тоже было интересно.
Наш маршрут пролегал мимо уже упоминавшейся мной в другой статье Скалы-Сфинкса. Снова оговорюсь, что на больше похожа на тюленя, но сфинкс звучит гораздо более романтично. Так или иначе, мы почтили своим визитом этого каменного зверя.
Для меня это очень важная скала. Она – как символ всего, что способно противостоять времени. Мы с братом помним ее еще детьми, мы несколько лет назад чудом смогли отыскать ее по смутным воспоминаниям семнадцатилетней давности. То, что это нам удалось, свидетельствует о чем-то мистическом, о таинственной связи, которая образовалась между нами теперь уже несколько десятилетий тому назад. Наверное, правильно, что я назвал ее Сфинксом: она, подобно египетским изваяниям, пришла к нам из того времени, где мы были совсем другими людьми. И я думаю, мы с ней еще встретимся, когда те, кто мы есть сейчас, тоже станут совсем другими.
После ритуального оплытия скалы вокруг, мы двинулись дальше. На мысу недалеко от скалы стояла группа москвичей. В том месте, вообще, очень часто кто-то стоит. Люди приезжают туда, заранее забивая место, и стоят неделями, если не месяцами. По словам тех же москвичей, на остров неподалеку каждое лето приезжает профессор из Питера и живет там все лето. Вот какое интересное там место. Любопытно, многим ли отдыхающим приходит в голову проплыть целый километр вглубь узкой бухты, чтобы понять, что же это там за такой странный камень виднеется. Те, кто это сделал, знают, про какую скалу я тут толкую.
(>> Координаты стоянки недалеко от Скалы-Сфинкса)
Проплыв еще несколько километров после скалы, мы остановились на обед. Место было совершенно негодное для лагеря, но для обеда оказалось просто замечательным. Судя по каким-то конструкциям на деревьях, рыбаки здесь тоже обедают.
(>> Координаты обеденного места)
Вторая половина дня позволила нам одолеть еще с десяток километров пути, и в конце его мы нашли оборудованную стоянку на высоком каменном мысу. Мыс, как выяснилось, называется Аншлаг. На высоте нескольких метров расположена широкая поляна, где можно поставить несколько палаток. Кострище, каркас навеса, все такое прочее. Чувствуется, что стоянка популярная. В отдалении на камнях большое количество земляники – женский коллектив, включая ребенка, по достоинству его оценили и воздали ему должное.
С другой стороны от поляны – плакат с надписью «Подготовлена охота на крупного зверя! В километре от Аншлага бивуаков не разбивать, костров не разводить!». Плакату, судя по виду, лет десять. Естественно, никакого крупного зверя на нас не пригнали.
(>> Координаты стоянки на Аншлаге)
Вечером я получил sms-ку от Андрея: они добрались до Ажепа и сломали обе машины. Будущее представало в интересном свете. Но это были заботы следующего дня.
На утро мы снова отправились в путь.
Надо заметить, хороших стоянок на Святухе
не так уж и много. На следующий день, двигаясь от Аншлага дальше
на север мы увидели с воды еще три потенциально хороших места, все на
первых двух километрах пути («потенцилально» - потому
что мы не проверяли, действительно ли они такие, какими выглядят с воды).
Дальше – до самого Повенецкого залива стоять попросту
негде.
(>> Координаты возможного места для стоянки №1)
(>> Координаты возможного места для стоянки №2)
(>> Координаты возможного места для стоянки №3)
Пригодное, и вполне приличное, место для стоянки есть на выходе в Повенецкий залив – на мысу, направленном в сторону острова Цинг. Очень интересное место. Берег представлен лавовыми образованиями причудливой формы, плавно уходящими в воду. А дно – пологое и песчаное. Только вот лес – преимущественно лиственный.
(>> Координаты стоянки в устье Святухи)
На этом мысу мы сготовили обед, передохнули, и отправились дальше, оставив, по забывчивости, нашим счастливым последователям очень хорошего качества пендель. Вы знаете, что такое пендель? Это такая пенка на резинке, под попу. Если вы ее нашли – скажите нам спасибо за ценный подарок.
От устья Святухи до мыса Ажепнаволок – восемь километров по прямой, причем по воде. Я попробовал дострелить до Ажепа со своей рации (Midland GTX-400) и о чудо – меня услышали и ответили. Однако рокочущая где-то на горизонте гроза вносила слишком сильные помехи, и нормально поговорить не получилось.
Угроза грозы (простите за каламбур) заставила нас поторопиться. Мы стали грести менее лениво и довольно бодро отмахали значительную часть пути до Ажепа. Синее небо становилось все менее синим. Было ясно, что гроза идет нам наперерез и совершенно точно догоняет. Ситуация осложняло еще и то обстоятельство, что последний отрезок пути подразумевал пересечение двухкилометрового участка открытой воды Шуньгской губы. Когда-то, лет двадцать назад, мы уже угодили на этом участке в шторм. Волны были такие, что просто перехлестывались через борт тайменя, постепенно заполняя его водой. Другие туристы, видя нас среди бушующей стихии, уже собирались организовывать спасательную операцию. Тогда это была авантюра наших родителей. Я в роли капитана почему-то повторять ее не хотел.
Тем не менее, до Ажепа добраться очень хотелось. Поэтому я постоянно вертел головой и пытался предугадать, сколько мы еще успеем пройти, прежде чем нас накроет гроза. В итоге мы успели добраться до островов на траверзе деревни Куднаволок, и между ними укрылись от налетевшего шквала. Гроза остановилась над нами, как будто в нерешительности, покапала дождем, несколько раз оглушила громом, и затем лениво поползла дальше. К сожалению, за ней шли подружки поменьше, которые тоже сверкали и тявкали. Мы долго сомневались, но потом решили рискнуть и продолжили свой путь. На всякий случай, мы не стали брать курс сразу на оконечность мыса Ажепнаволок, а пошли по кратчайшей траектории к берегу полуострова, чтобы затем, вдоль края воды уже дойти до мыса. Естественно, тучи пугали нас громом лишь до тех пор, пока мы не пересекли остаток большой воды. После этого, все успокоилось.
Мы поплыли вдоль берега Ажепа на север, обнаружив по пути пару вполне сносных стоянок, взяв их на заметку на будущее.
(>> Стоянка №1 на западном берегу Ажепа)
(>> Стоянка №2 на западном берегу Ажепа)
Через час пути из-за очередного поворота перед нами появился заветный песчаный пляж мыса Ажепнаволок. Двумя фантасмагорическими образами выделялись на нем две машины и две фигуры в плавках возле них.
К тому моменту, как мы доплыли до них, погода снова
ненадолго испортилась. Ровно на столько, чтобы
осложнить нам задачу приготовления обеда.
(>> Координаты стоянки №1 на Ажепнаволоке)
(>> Координаты стоянки №2 на Ажепнаволоке)
За трапезой ребята рассказали нам о своих приключениях. Как выяснилось, Андрей и Паша успешно прошли дистанцию через лес на обеих машинах и на радостях решили устроить гонки по прибрежной полосе. В какой-то момент их угораздило загнать Шеви-Ниву слишком глубоко в воду, и там она заглохла, хлебнув воды. Пока Андрей вытягивал ее своей Нивой, он спалили себе сцепление. Шеви-Ниву все же удалось доволочить но уреза воды, где обе машины так и остались стоять. Ребята только поддомкратили их и подложили бревна. Шеви-Нива, в результате всех этих событий, лишилась стартера, регулятора холостого хода и датчика скорости. Подробнее об этом - в одной из следующих глав.
Таким образом, наша компания была снова в сборе, с двумя лодками и двумя неедущими машинами. Это предопределило многодневную дневку. Не так уж и плохо, в общем-то. У ребенка и у мамы появилась возможность пару дней отдохнуть в пляжных условиях. В каком-то смысле, это был апогей похода, его главная цель и смысл: после нескольких дней тяжелого труда остановиться на несколько дней на песчаном берегу среди сосен и можжевельников и наслаждаться солнцем и водой.
Теперь я вернусь снова в начало, чтобы осветить события, происходившие с Андреем и Пашей.
Автомобильная группа начала содержательную часть похода с обследования берегов Ванчозера и Космозера. Все это происходило в тот момент, пока водная группа рассекала по Космозеру, мокла под дождем, потом сохла под солнцем, и все время работала веслами. Андрей и Паша, стало быть, работали рулем и педалями.
Ванчозеро нам с Андреем было уже знакомо. Мы уже дважды в прошлые годы стояли на его берегу. Причем, в одном и том же месте. Ребята, в этот раз, не стали устраивать там ночевку, однако, все же, отдали дань традиции и посетили знакомую стоянку в третий раз (впрочем, для Паши это, кажется, был первый раз). Небольшая прогулка по окрестностям, фотосессия и осознание приближающейся грозы – все заняло часа два.
(>> Координаты стоянки на Ванчозере)
Дождливую часть дня ребята провели в машинах – в пути к восточному берегу Космозера. Там, вдоль дороги на Великую Губу они обследовали несколько съездов к воде. Их оказалось не так уж и много, и все они не столько для туристов, сколько для рыбаков. Поэтому живописность у них сомнительная.
Одно из таких местечек, куда ребята зарулили,
было где-то между Кажмой и деревенькой Узкие. Место
им не понравилось, однако там была одна достопримечательность: столик,
сооруженный из треугольного знака «дорожные работы». Любопытно, где его сперли.
Ребята покатались еще туда-сюда по
дороге вдоль Космозера, так и скоротали время до
вечера, когда нужно было выходить на связь с байдарочной группой. Связь была хотя и плохая, службу свою сослужила, и в итоге Паша и
Андрей встали немного южнее нашей водной стоянки. «Немного» для автомобиля – не
означает «немного» для байдарки.
На следующий день нам пришлось грести целый час, чтобы найти наших автомобилистов.
(>> Координаты стоянки на Космозере, где наши группы встретились)
После волока из Космозера, когда водная группа бросилась на борьбу с волнами и встречным ветром Святухи, автомобилисты взяли курс на полуостров Ажеп. В этот день у них оставалось не так уж много времени, поэтому штурмовать лес, отделявший их от песчаных пляжей, они не стали. Тем не менее, они с пользой провели время в деревне Ажепнаволок, где один мужик, бывший лесник этих мест, ввел их в курс дел на счет отсутствия проходимых дорог, ведущих на мыс. Однако, мужик дал ориентиры на другое место – на восточном берегу Ажепа, – куда можно было доехать на машине. Место оказалось неплохим, хотя и часто посещаемым. Смешанный лес, песчаный пляж – вполне приличная комбинация.
(>> Координаты стоянки на мысу Лебнаволок)
На следующий день ребята попытались-таки испробовать старую заросшую дорогу, ведущую на мыс Ажепнаволок. Проехать по ней от деревни им удалось от силы километр-полтора. Дальнейшее движение было невозможно из-за рельефа дороги и количества растительности, проросшей сквозь нее. Судя по толщине растущих в фарватере деревьев, дорогой не пользовались уже лет пятнадцать.
Маленькая ремарка: через год после описываемых событий через Ажепнаволок прошел маршрут Карелия-Трофи. Дорогу протоптали заново, деревья посносили. Однако для обычной машины проходимость там по-прежнему остается сомнительной.
Убедившись в невозможности добраться до цели этим путем, Андрей и Паша вернулись в деревню, и отправились по дороге, ведущей ближе к западному берегу Ажепа. В двух километрах от мыса дорога забралась в году и исчезла. Дальше шел обычный смешанный лес, с подлеском, мелким буреломом и черничником. Естественно грунт был типично карельский: куча камней и ни одного квадратного метра горизонтальной поверхности.
Оставив машины, водители запаслись туалетной бумагой и отправились пешком разведывать дорогу. Вы, конечно же, поняли, зачем им была нужна туалетная бумага. Они использовали ее для маркировки маршрута, по которому затем намеревались провести машины. Этакая нить Ариадны двадцать первого века.
Оказалось, что если двигаться четко на север, то через пятьсот метров был уже другой берег полуострова, по которому вела та самая старая дорога. И там она уже не была такой заросшей, так что по ней вполне можно было добраться на самой оконечности мыса Ажепнаволок.
Итак, решение задачи было найдено. Оставалось только воплотить его в жизнь.
Машины проводили по одной. Начали с короткой Нивы. Один шел пешком, второй медленно вел машину. Баранку приходилось все время выкручивать из одного крайнего положения в другое. Каждый сантиметр клиренса играл свою роль – во многих местах было крайне важно попасть обоими колесами по намеченной траектории, иначе удар каким-нибудь элементом подвески о камень был гарантирован.
Удивительно, но в этом лабиринте ребятам удалось провести обе машины без повреждений – как со стороны машин, так и со стороны леса. Упругий черничник быстро поднимался за колесами, полностью скрывая только что продавленную колею. Маршрут снова пришлось отмечать туалетной бумагой, поскольку ребята отклонились от изначально запланированного курса, а лес полностью заметал на ними все следы.
На проведение обеих машин через эти пятьсот метров леса потребовалось два часа.
Оставшийся участок пути – по старой дороге – занял относительно немного времени. Пришлось лишь один раз снова уйти в лес, чтобы объехать упавшее поперек дороги дерево. И вот, на песчаную косу мыса Ажепнаволок выехали две Нивы – первые машины в этом месте на прошедшие полтора десятилетия.
(>> Координаты стоянки №1 на Ажепнаволоке)
(>> Координаты стоянки №2 на Ажепнаволоке)
Радость победы – штука опасная. Можно преодолеть невозможной сложности препятствия, а потом ошибиться на какой-то мелочи. Именно так у нас и произошло. Пообедав, Андрей и Паша решили воспользоваться остатком дня, чтобы проверить ходовые качества своих (точнее, в том числе, и моих) машин и в какой-то момент загнали мою Шниву в воду чуть глубже, чем следовало. Она хлебнула брызг воздухозаборником и заглохла. Попытки завести ее закончились разбомбленной планетаркой на стартере (по статистике, стартер в Шниве живет как раз 60 тыщ. км., так что ему и так было пора умирать). Скверная ситуация: заглохшая машина на глубине, где двери уже так просто не откроешь.
Андрей на второй Ниве сделал все возможное, чтобы вытянуть мой болид из мокрого положения, и почти что добился своего, однако на последних сантиметрах спасательной операции у андреевской Нивы кончилось сцепление. Так обе машины и остались у кромки воды: Андреевская – у кромки со стороны суши, моя – все еще колесами в воде. В этом месте их застигла ночь. Ребята подложили что-то под колеса Шнивы и отправились спать. То ли ветер виноват, то ли прилив, но вода прибыла, и моя машина мокла снизу всю ночь. Ветер, впрочем, в любом случае виноват, поскольку гнал волну вдоль всего Повенецкого залива прямо на берег Ажепа. Волны били в борт моей Шнивы, и на каждый девятый вал воем отзывалась сигнализация – парни не разобрались, как в ней отключается датчик удара. В общем, ночь прошла в размышлениях о смысле всего сущего.
Утром, ребята сперва пытались домкратить машину и, подкладывая что-то под колеса, толкать ее руками. Получалось не очень. Потом они растянули хай-джек на тросе между двух машин, и используя короткую Ниву в качестве точки опоры, немного вытянули мою. Затем уже зацепились хай-джеком за деревья и окончательно вытащили машину на песок.
Теперь снова стал актуальным вопрос, как ее завести. Где-то писалось, что можно завести машину, раскручивая двигатель за колесо, намотав на него веревку. Проворот колеса оказался вполне осуществимым на четвертой передаче, однако многократная беготня с веревкой по пляжу так и не увенчалась успехом. Двигатель не ожил.
Стало ясно, что единственный шанс на спасение – это переставить стартер со старой Нивы, которой в текущий момент он был не нужен (сцепление-то сгорело). Именно за этим занятием мы, водная группа, и застали ребят на следующий день.
Когда Шнива снова смогла ехать, была предпринята попытка отбуксировать вторую Ниву на более твердую и сухую поверхность для основательного ремонта. Эта задача оказалась не такой уж простой. На рыхлом песке моя Шеви-Нива буксовала и ни в какую не хотела тащить прицепленный к ней груз. Тогда было решено взять трос подлиннее и попытаться загнать Шниву подальше от прибрежного песка и тянуть оттуда. «Подлиннее» - это легко сказать. У меня в багажнике лежало два капроновых троса – один трехметровый китайского производства, которым мы работали до сих пор, и второй, тоже капроновый, российского производства, на котором было написано, что его длина пять метров. Первое расстройство наступило, когда, размотав этот, российский, трос, мы обнаружили, что он тоже трехметровый!
Второе расстройство наступило вскоре за первым. Мы попали просто в хрестоматийную дурацкую ситуацию, которая многократно уже была описана в различных источниках. Чтобы получить один длинный трос, мы сцепили друг с другом два коротких. После первого же рывка у отечественного экземпляра лопнули нитки, державшие петлю вокруг крюка, и вся эта сцепка из двух крюков по середине «удлиненного троса» со скоростью пули врезалась мне в задний бампер, пробив его насквозь.
Если увидите в магазине капроновый буксировочный трос (точнее, стропу) – такой сине-зеленый, и, кажется, с картинкой Волги на бумажном вкладыше в пакете, – ни за что не покупайте. Лучше купите такой же формы (т.е. тоже стропу) оранжевый китайский. Оранжевый китайский – сделан очень хорошо.
Ну так вот. После полета двух крюков в мой бампер, мы восстановили удлиненный трос уже с помощью обычного прямого узла, и благополучно выволокли андреевскую Ниву на удобную для ремонта площадку.
Следующий день начался с приведения старой Нивы в позу, в которой был бы возможен демонтаж сцепления. Наклонив машину на приличный угол хай-джеком, мы обтыкали ее со всех сторон бревнами, так что получилась довольно устойчивая конструкция. Сняв коробку передач, добрались до сцепления и окончательно убедились в том, от него остался прах: цитируя Желязны, «настоящий прах, не метафорический».
Подведя итог потерям, приняли решения выбираться на моей Шниве обратно на дорогу, и ехать искать запчасти. По ходу обнаружили, что кроме стартера, на Шниве полетел еще регулятор холостого хода и датчик скорости. Скорость-то – бог с ней, а вот отсутствие холостого хода оказалось неслабой проблемой в условиях леса, где двигаться нужно было короткими «шажками» с постоянными остановками и стартами, в том числе, на крутых подъемах. Но кое-как я, все-таки, вывел машину из леса, и не сжег еще одно сцепление.
В поисках нужных деталей мы сперва объездили все магазины в Медвежьегорске, затем поехали в Кондопогу, там тоже ничего не нашли и, наконец, спросили совета в придорожном автосервисе близ кондопожской развязки. Там нам дали координаты магазина в Петрозаводске, в котором, якобы, должно быть все. Туда мы и двинулись. Прежде, правда, подтянули тросик газа, потому что отсутствие холостого хода в совокупности с дрянным бензином нас окончательно доконало. Магазин оказался популярным местом среди владельцев всех видов легковых машин. Для наших Нив там тоже оказалось все, что нужно, и мы, впервые за долгое время почувствовали, что у нас есть шансы выйти из сложившейся ситуации победителями.
Обратный путь домой, на Ажепнаволок, снова через лес вдоль ставших уже родными туалетных бумажек на деревьях показался ерундовым делом.
Следующий день был частично посвящен ремонту, а частично отдыху. В какой-то момент обе машины снова оказались на ходу, и мы смогли позволить себе покупаться, побродить по лесу, сплавать на острова, забраться там на старый ржавый маяк, благополучно спуститься вниз и половить рыбу.
Я рыбу ловить не люблю, поэтому лежал в лодке и фотографировал облака.
На утро мы просушили и собрали байдарки. Водные упражнения этого похода были закончены. Следующей целью похода была сухопутная точка – гора Воттоваара. Погрузив все на машины, мы снова двинулись через лес – обратно к цивилизации асфальтовых дорог.
Любое сложно дело, удавшись несколько раз, становится привычным, и вы не замечаете, как теряете бдительность. Груженые машины вели себя в лесу чуть иначе, и в какой-то момент я промахнулся мимо нужной траектории и задел бортом трухлявый пень. Промял себе порог и слегка зацепил обе двери по низу. Мелочь, но неприятно.
Но все-таки, мы сделали это. Мы были первыми за много лет. Вот только, немного жаль, что спустя год через Ажепнаволок прошел маршрут Карелия-Трофи, и теперь туда протоптана дорога. За нашими Нивами там не осталось и следа, но восемьдесят джипов сделали свое дело. Ничто не вечно. Цивилизация наступает.
Воттоваара – это самая высокая точка Южной Карелии. Хотя в сравнении с другими горами, высота ее смешная: 417 метров над уровнем моря. При этом над окрестными болотами она возвышается всего метров на двести. Тем не менее, мистическая роль этого места слишком велика, чтобы на это можно было закрыть глаза.
В переводе с угро-финского «воттоваара» означает «гора смерти». Какую именно смерть имели в виду древние люди, сказать сложно, однако местечко действительно зловещее и одновременно красивое. Основная его достопримечательность – это так называемые Сейды. Их создание приписывают рукам древних саамских племен. Саамы выбирали удобно лежащий камушек весом в несколько тонн, неизвестным образом приподнимали его и подкладывали несколько маленьких камушков, ставя, тем самым, глыбу на «ножки». Что они делали с этим сооружением потом – загадка. Видимо, что-то ритуальное, и, учитывая тогдашние обычаи, кровавое. Хотя есть и гипотеза попроще: Воттоваара могла служить чем-то в роде кладбища, а камни – это что-то типа памятников усопшим.
С Воттаваарой связаны также и события современных дней. В дни Великой Отечественной Войны на этой горе фашисты казнили отряд партизан. Так что, название свое гора носит не зря.
В сети и литературе можно встретить много рассказов про то, как люди, поднимавшиеся на Воттоваару теряли сознание, как у них останавливались часы, как они заблуждались и много дней ходили кругами. Все это – странности, правдивость которых я ни коим образом не берусь характеризовать. Единственная проблема, которую испытал там я – это постоянные искажения в показаниях gps-приемника. Сигнал постоянно терялся, либо интерпретировался приемником неверно, несмотря на ясное небо и отсутствие каких-либо препятствий надо головой. Видимо, в этом замешана гранитная основа горы.
Чтобы посетить Воттоваару, нам сперва было нужно подъехать к ней с Ажепа поближе и выспаться. Самое близкое место, которое мы знали – это Янгозеро. Именно туда мы и совершили перегон и разбили лагерь, чтобы на следующий день, уже налегке, отправиться покорять гору.
Трасс А-132 – если мне не изменяет память – грунтовая. Нам удавалось держать на ней довольно приличную скорость, однако закончилось все тем, что от вибрации у моей Шнивы отвалился номерной знак. Заметили это только километров через десять. Пришлось возвращаться искать.
Были и другие мелкие неприятности, которые, на фоне общего темпа движения, создавали довольно много досадных задержек на нашем пути к конечной цели. Одной из таких мелочей был уставший от дальней дороги ребенок – скучающий и поэтому всем докучающий. Все-таки, как теперь ясно, не очень было хорошо – подвергать ребенка такой нагрузке. Хотя нашей дочке уже и доводилось проводить по много часов в машине, этот день был видимо не самым удачным для дальнего перегона. К тому моменту, когда мы, наконец, добрались до Янгозера, все были изрядно измотаны.
Но одно дело добраться до Янгозера, а другое – найти стоянку. Все известные нам места (точнее, два места) были заняты такими же туристами, как мы. Пришлось ехать исследовать берега в поисках подходящего варианта. Оказалось, что, в общем-то, есть довольно много мест на северной оконечности озера. Это все – рыбацкие стоянки с соответствующим количеством и составом мусора вокруг. Повыбирав, мы встали на поляне недалеко от старого рыбацкого (или, быть может, охотничьего) домика с неким подобием инфраструктуры вокруг: козлы, кострище, умывальник… и даже будка-туалет, сделанная то ли из здоровенной трубы, то ли из поставленной на бок цистерны – с прорезанной дыркой двери и самой дверью, тоже металлической и соответствующего полукруглого рельефа. В туалете было такое количество мух, что я ни разу им не воспользовался, хотя наши женщины, по их словам, всех мух оттуда выгнали – просто само воспоминание о мухах заставляло меня отдавать предпочтение кустам в лесу.
На следующий день с утра, оставив большую часть команды в лагере, я, Андрей и Паша на андреевской Ниве отправились на Воттоваару. Мы попытались, было, двинуться сразу на восток по пунктирной дороге, ведущей в деревню Гимолы. Однако гнилой мост и сомнительного вида брод рядом заставили нас поменять план, когда мы еще и километра не проехали. Так что, мы, снова через Гумарино, вырулили обратно на трассу и взяли курс на Поросозеро. Затем, уже оттуда отправились на Гимолы и затем, из Гимол, на Воттоваару.
Маршрут оказался таким длинным, что мы неожиданно осознали, что нам может не хватить бензина – даже если мы воспользуемся канистрой. Точнее, с канистрой до лагеря мы дотянули бы, но вот добраться уже двумя машинами до цивилизованных мест с заправками – могло оказаться непростой задачей. Но мы решили отложить эту головную боль до поры до времени – впереди было восхождение на гору.
Итак, мы, наконец, добрались до подножия горы, припарковали машину и… вы, наверное, думаете, что начали восхождение? А вот нет. Сперва мы соответствующим образом экипировались для защиты от камаров и слепней: одели плотные куртки, заправили штаны в носки, затянули рукава, опрыскали все открытые участки тела репеллентом. И все это было не зря, потому что, как я уже упомянул, Воттоваара возвышается не над чем-то, а над болотами. А значит кровососов там предостаточно.
Вот, только после соответствующей подготовки и начали подъем. Когда-то, в далеком 2004-м в горах Байкала мы с Андреем за три часа смогли одолеть подъем высотой полторы тысячи метров. На этот раз мы за это же время смогли одолеть двести метров, и устали так сильно, что не знали, как пойдем назад. Это вам не плотный известняк байкальских гор. Воттоваара – это хаотическое нагромождение здоровенных каменных глыб, среди которых приходится петлять, то поднимаясь на очередной гранитный лоб, то спускаясь в очередную болотистую низинку.
Помимо всего прочего, безбожно врал GPS-приемник. Причем если положение по горизонтали он хоть иногда показывал адекватным образом, то значение высоты прыгало в совершенно невозможном диапазоне даже когда мы стояли, не двигаясь, в одной точке!
В силу этих причин, нам было очень трудно понять, где же она – вершина. А добраться именно до вершины очень хотелось. Мы двигались наугад и лишь надеялись, что когда окажемся на вершине, мы как-то это поймем. Опасения были ясны – ведь Воттоваара – это не Эверест. Ее верх – это огромное плато, если к такой кривой поверхности можно применить такое слово, и где на этом плато самая высокая точка – пойди разбери. Даже находясь, казалось бы, на одной и той же высоте, мы то видели горизонт, то оказывались в заболоченном лесу, то вдруг перед нами открывалась поляна – этакий сад камней.
Но наша надежда сбылась. Когда мы добрались до вершины – мы это сразу поняли. В середине большой (метров пятьдесят) и плоской поляны возвышался здоровенный булыжник, на котором был водружен старый, полуразвалившийся геодезический знак. Во все стороны был виден горизонт. Значит, мы были на самом высоком месте. И о чудо – GPS-приемник показал правду!
Вот так и закончилось наше восхождение. Прогулка по вершине вернула нам немного сил. В конце концов – победа окрыляет. До некоторой степени.
Немного придя в себя, начали спуск. Траекторию для спуска мы выбрали другую: посмотрели на карту и решили попытаться выйти по кратчайшему пути на дорогу, а потом уже по дороге дойти до машины. Решение оказалось мудрым, но было, все равно, трудно. Когда через час за деревьями показалась дорога, мы были уже просто никакие. Я шел по дороге, и мой путь напоминал синусоиду.
Счастье наступило, когда мы увидели за очередным поворотом нашу машину, сняли с себя мокрую одежду, расселись по посадочным местам и рванулись прочь из этого комариного царства – на простор и на ветер. Отъехав подальше, мы остановились и съели свой обед, радуясь, что, наконец, перестали быть поедаемыми, и стали поедающими.
Теперь предстояло добраться обратно до лагеря. А бензинчику в баке оставалось очень мало. Мы решили рискнуть, и поехать по другой дороге – значительно более короткой, но ведущей через болота и выводящей к тому самому броду близ лагеря, в который мы не сунулись с утра.
Началось все с того, что я лопухнулся и отправил нас не по той дороге – усталость, блин. В общем, лишние два литра топлива сожгли зря.
Потом вернулись, и со второй попытки смогли поехать туда, куда хотели. Дорога была сухая, хотя кое-где были мелкие броды через разливы болота (а может это были ручьи и речушки – не знаю). В одном месте был старый мостик, который, возможно, через десять лет сгниет окончательно. В общем, ехалось хорошо, но рельеф дороги отчетливо говорил о том, что в дождливую погоду здесь можно ехать только на настоящем вездеходе. Глубокие колеи, следы буксовавших машин – все это как в камне застыло в засохшей грязи. Как нам повезло, что сезон был сухой!
В том месте, где по карте дорога становилась хуже, дорога разветвилась. Мы поехали по карте и вскоре поняли, что шансов у нас мало. Дорогой явно уже никто не пользовался и она начала зарастать деревьями. Пораскинув мозгами, мы вернулись к развилке и наудачу поехали по второму рукаву. Карта утверждала, что мы едем по девственному лесу. Я отслеживал направление по GPS-приемнику и лишь мог констатировать, что мы приближаемся к Янгозеру (где и располагался наш лагерь).
Поскольку мы, еще утром, забыли автомобильную зарядку для GPS-приемника в лагере, я не мог записывать весь наш маршрут, а лишь периодически включал прибор, чтобы сделать засечку. Так что, полную конфигурацию новой дороги, по которой мы ехали, я «заснять» не смог. Но так или иначе, дорога-таки вывела нас на берег Янгозера, где шла другая – более накатанная дорога, по которой мы и двинулись домой. Незадолго до брода с разрушенным мостом сбоку из леса вынырнула еще одна дорога – видимо, та самая, которая была на карте и которая заросла. Настроение было уже совершенно наплевательское, поэтому мы ломанулись в брод сразу сходу. Оказалось – брод не страшный. Дно – плотное, каменистое, глубина – приемлемая. Через пять минут мы были в лагере.
Воттоваара была покорена и покорила нас. Черт с ними, с комарами. Я хочу туда еще раз.
На следующее после Воттоваары утро мы снялись с Янгозера и отправились к дому. Последнюю стоянку мы планировали сделать у водопада Белые Мосты.
По пути мы, следуя традиции, заехали на водопад Кивач. Про него особо писать не буду. Это уже совершенно окультуренное место, с платным въездом, парковкой, магазинами, мостками и прочими атрибутами коммерческой достопримечательности. Местечко по-прежнему красивое, но назвать его уголком природы уже сложно.
Белые Мосты, впрочем, не менее культурное место. Каждый день туда хоть кто-нибудь да приезжает. В этот раз нам повезло, и поляна над водопадом была свободна. Так что, мы разбили лагерь прямо там, где обычно паркуются и устраивают пикник туристы выходного дня. Ни этим днем, ни ночью нас никто не побеспокоил. Лишь на следующий день с утра, когда мы уже паковали вещи, на поляну приехала молодая пара, которая сообщила нам, что скоро здесь будет проводиться какое-то ралли местного масштаба. Видимо, это ралли шло по следам недавно прошедшего здесь же Ладога-Трофи.
Разбив лагерь, мы потратили некоторое время на фотосессию.
Количество фотографий этого водопада в моей коллекции, пожалуй, уже начало превосходить разумный предел. Но каждый раз приходится сделать хотя бы один снимок, чтобы отметиться – даже когда он маловодный и не очень впечатляющий, как оказалось в этот раз.
Про это я тоже уже писал в другой статье. Здесь буду чуть более краток, и повторю только то, что относится к этому конкретному походу. Поэтому опущу темы про памперсы и про сиську (в полтора года и в летнюю пору эти проблемы решаются уже достаточно просто), а начну с темы про жизнь в палатке.
Вообще, эта глава, в основном, для мужчин. Женщины видят все это несколько иначе.
В своем повествовании я ориентируюсь на людей, которые знают, что такое палатка, и которых не нужно убеждать в том, что в ней, в принципе, можно спать. Поэтому перейду сразу к сути дела.
Палатка, в отличие от домашней кровати, обладает следующими проблемами, которые становятся актуальными, когда с вами путешествует ребенок.
Во-первых, вы и ребенок спите рядом на поверхности, которая редко является горизонтальной. Кроме того, поскольку мы все люди экономные, ваша палатка наверняка не рассчитана на то число человек, которое в ней находится. Стало быть, на протяжении всей ночи вы должны контролировать положение своего тела, чтобы не раздавить дите. Не могу вам ничего тут посоветовать. Все зависит от индивидуальной биологии: я умею спать, контролируя свое положение, и с рождением ребенка это умение еще усовершенствовалось. В общем-то, это все относится, в основном, к папам. Мамы-то уж неизбежно умеют лежать с ребенком в обнимку без риска его задавить. Так что, если папа себя во сне не контролирует, то вам придется класть ребенка с краю.
Второй момент - это холод. Если ночь холодная, что ребенка лучше положить между двух родителей, чтобы он не застудил себе ничего, прислонившись к стенке палатки. Если вы, по ранее упомянутым причинам, вынуждены положить ребенка к стенке, то позаботьтесь о дополнительном утеплении: навалите побольше шмоток вдоль стенки, да и саму палатку сориентируйте с учетом ветра.
В отношении защиты ребенка от холода надо отметить еще вот что. Конечно же, вы не станете засовывать свое чадо в отдельный спальник. То есть, у вас будет всего два варианта: положить его в спальник к маме, либо сделать спарку, и лечь всем втроем вместе. В спарке, безусловно, будет теплее, однако в силу того, что папа и мама - большие, а ребенок - маленький, спальник, вместо того, чтобы укутывать его, может в какой-то момент оказаться натянутым над ним. Ну, не то чтобы совсем натянут, но контакт с холодным воздухом все равно будет.
Поэтому, в холодную ночь не только заботьтесь о теплом спальнике, но и самого ребенка одевайте потеплее. Я бы даже сказал, будет надежнее взять спальник потоньше, но зато побольше надеть на ребенка. У нас дите не любит одеяла, поэтому даже в городе в холодное время года мы его просто на ночь тепло одеваем.
При всем при этом, не каждая ночь - холодная, так что не переусердствуйте.
Наконец, еще одна неочевидная для начинающих родителей вещь - это то, что ребенок ночью пинается. Иногда вам будет доставаться довольно сильно. Так что, постарайтесь избавиться от рефлекса дать сдачи.
Еще одна тема – это обустройство ребенка в средстве передвижения.
В случае автомобиля, надо обязательно позаботиться о наличии специального детского кресла. Держать ребенка на руках в движущейся машине – исключительно опасно, поскольку в случае неожиданного резкого торможения, или, не дай бог, аварии, удержать ребенка в руках практически невозможно.
Мы, когда нашей дочке было семь месяцев, купили автомобильное кресло, рассчитанное по паспорту на возраст от года до четырех. Дочка наша туда вполне поместилась. Это сразу же расширило наши возможности, потому что ребенок, ко всему прочему, научился в этом кресле спать. В итоге мы сразу убили трех зайцев: ребенок был в относительной безопасности, он был зафиксирован в кресле и меньше мешал маме и он спал, а значит, мама тоже могла поспать.
Приучать ребенка к машине лучше с самого раннего возраста, и не делать больших перерывов. В противном случае, нужные рефлексы могут исчезнуть, а на смену им придут другие: рвотные.
Казалось бы, в байдарке размещение ребенка и слежение за ним должно было бы стать более проблематичным. Но на деле же, водный маршрут оказался для мамы более легким и приятным, чем автомобильный, даже несмотря на то, что в первый же час нашего водного пути нас накрыла страшная гроза с проливным дождем. Помню, когда меня самого в четыре года родители первый раз вывезли в водный поход (по озерам Игналины), нас тоже накрыл страшный дождь. Родители запихнули меня под огромный кусок полиэтилена, что повергло меня в панический ужас. Я уже не помню, что же меня так напугало, но наверное это и вправду неприятно - видеть и без того размытый водой мир сквозь мутную белизну накидки. Нашей дочке повезло больше: мы надели на нее тент для коляски, сделанный из современного прозрачного полиэтиленоподобного полимера. Она, конечно, повозмущалась, но обошлось без истерики.
Так вот, еще раз, несмотря ни на что, на воде с ребенком оказалось жить гораздо проще, чем в машине. Дите было спокойнее, больше спало. Если не спало, то вело себя более-менее терпимо - не бесновалось. Почти не бесновалось. Дочка и мама сидели в одном отсеке байдарки, огороженном согнутым в форме перевернутой буквы "П" матрасиком из самонадувающейся пенки.
Конечно же, мы ребенка не привязывали - просто, мама держала
его руками. Когда дочке становилось совсем скучно, и она начинала совершать
опасные телодвижения - ее отвлекали ирисками. Естественно, все время на ребенке
был спасательный жилет. Специальный, детский. Такие, к
примеру, шьет Тритон.
Следующая тема – это опасности дикой природы.
Ребенка вдали от цивилизации опасности подстерегают с трех разных сторон.
Во-первых, это проблемы рельефа. В нашем карельском путешествии это ощущалось особенно остро: камни, крутые склоны, скалистый берег и глубокая вода внизу. Ребенку все интересно, а ходить он еще почти не умеет. Точнее, думает, что умеет, но с равновесием еще не дружит. Особенно, когда замотан в кучу теплой одежды.
Чтобы дите никуда не упало и не укатилось, надо за ним постоянно следить. Это не значит, что все время надо водить его за руку, нет - просто быть всегда где-то рядом, и держать в поле зрения.
Вторая опасность - это недостаток гигиены. Я не имею в виду грязь, однако. В лесу не так уж много опасной для здоровья грязи: просто источников ее настолько же меньше, насколько меньше зверей в лесу, чем людей в городе (не думайте, что люди более чистоплотны, чем звери). Я же имею в виду всяческие ядовитые растения, которые опасно есть, трогать, нюхать, даже иногда просто находиться рядом. Заранее изучите особенности того места, где собираетесь путешествовать.
Третья опасность - это, конечно же, животные. Это и насекомые (осы, пчелы), и змеи, и хищные звери. Когда мы шли в карельский поход, я больше всего беспокоился на счет змей. Ведь, ребенок глупый: увидит и схватит. Тем не менее, все змеи успешно избежали встречи с нами и нашим дитем. Конечно, мы за дочкой приглядывали, не особо отпускали ее в высокую траву - следили, чтобы было видно, на что она наступает, и что поднимает с земли.
Однако же, на всякого мудреца довольно простоты. Одну опасность мы, все-таки, прозевали. И слава богу, что все закончилось хорошо. Дело было на последней стоянке перед отправлением в Питер, когда мы уже были далеко от по-настоящему дикой природы и очень близко к цивилизации. Точнее, дело было на поляне возле водопада Белые Мосты. Лужайка, березки, солнечная погода - все действовало расслабляющее. Дочка носилась сама по себе по всей округе, и мы издалека лишь присматривали за ней. Беспечный настрой закончился в тот момент, когда один из нас, отправившись в кусты понятно зачем, увидел в высокой траве волка. Волк явно не был напуган встречей. Он все это время следил за нами, и лишь когда мы его обнаружили, он решил, что, наверное, лучше, на всякий случай, убежать.
Волк, будучи один, не опасен для взрослого человека. Но вот уволочь ребенка весом в 8 килограммов - вполне может. Даже если вы его догоните и забьете, ребенку все равно достанется.
Главное во всей этой истории то, что вы можете пройти сотню километров по глухомани, и все звери вас будут обходить стороной, но потом вы вернетесь в цивилизацию, и не учтете, что "местные" звери человека уже не боятся и способны причинить вам реальный и неожиданный вред.
В общем, куда бы вы ни шли, одни, или с ребенком, помните, что вы не царь природы. Вы - ее часть, а некоторые части используются другими частями в пищу. Учитывайте и уважайте местные законы.
Кстати, весной того же года мы видели недалеко от Белых Мостов медведя. Так что, смотрите по сторонам.
Кроме крупных и мелких опасных животных, есть еще и совсем мелкие опасные животные – микробы. Что, в общем случае, надо делать, если ребенок заболел, я, честно говоря, не знаю. Наверное, либо лечиться, либо ехать домой и лечиться.
Мы, по счастью, не болели. Точнее, с первого дня у нас пошли сопли. Но через пару дней дочка оклемалась, и дальше все было хорошо.
Главное, иметь при себе аптечку, в которой есть, как минимум, все необходимое для экстренной помощи, а также для того, чтобы протянуть в случае чего до дома. Состав аптечки – отдельная тема. Я не медик, поэтому обсуждать ее не буду.
Наконец, последняя тема, касающаяся ребенка – это подготовка к походу. То есть то, что надо сделать еще дома. Чтобы все вышеописанное имело для вас какое-то значение, нужно, чтобы вы успешно добрались с ребенком до загорода, и чтобы он принял установленные там правила игры. Поскольку любая туристическая вылазка связана с серьезной сменой окружения и большим количеством непривычных вещей, нужно ребенка к этому заранее готовить.
Тут есть два аспекта. Во-первых, прежде, чем совершать длительный поход, устройте несколько мероприятий попроще. Чтобы дите узнало, что это такое. Дача, парк, пикник, выезд выходного дня - вот нормальные этапы подготовки ребенка к походной жизни.
Во-вторых, позаботьтесь о том, чтобы ребенок привык к необходимым, но странным и поэтому страшным поначалу предметам. Типа, автомобильное кресло, рюкзак, спасательный жилет, куртка-дождевик. Каждый из этих предметов вначале нашу дочку очень пугал. Поэтому, мы все это, принося из магазина, не прятали в шкаф, а оставляли на виду и в непосредственной доступности для ребенка. Она играла с автокреслом, залезала в него. Она надевала куртку и спасжилет. Она пыталась что-то делать с рюкзаком.
В итоге, в тот момент, когда та или иная вещь должна была быть применена по назначению, наша дочка уже хорошо знала, что сейчас с ней будут делать. И что это не страшно.
Единственное, к чему мы не смогли ребенка подготовить - это к обилию комаров. В первый день они повергали нашу дочку в панический ужас. Потом она научилась махать руками, вспомнила слово "мухи", и все пошло на лад.
В общем, мысль в том, что истерика дома, в тепле и уюте - это намного лучше, чем истерика вдали от всего родного, когда пути назад нет, и помощи ждать неоткуда.
Если вы отнеслись к походу серьезно, и готовы встретить трудности без страха, но с уважением, то у вас все получится, и ребенок получит массу положительных впечатлений. А свежий воздух и солнце - это так ценно, учитывая особенности нашего городского образа жизни.
Бытует мнение, что ребенку до трех лет нет смысла что-то показывать, или куда-то возить - все равно все забудет. Это заблуждение. С самого раннего возраста в ребенке развивается система ценностей, на которой он потом, в "сознательном" возрасте, будет строить свое мировоззрение. Любовь и уважение к природе - это крайне важная величина, поскольку она учит ребенка ценить свободу, но в тоже время, понимать, насколько это большая ответственность - быть свободным.
Окруженный родительской любовью и домашним уютом, ребенок усваивает истину, что мир - добрый. Но в тяготах походной жизни ребенок, глядя на своих родителей, усваивает истину, что мир - суровый и опасный, но все равно добрый. И это позволит ему самому стать и оставаться добрым, не отступая, при этом, ни перед какими трудностями взрослой жизни.
Такой поход у меня был (пока что) один раз в жизни. Никогда раньше мне не удавалось в одном мероприятии совмещать байдарочные переходы с автомобильными упражнениями. Никогда раньше я не ходил с таким маленьким ребенком в настоящий поход. Никогда раньше я не был главным в группе, в которую входили мои родители, - ибо последний раз, когда я ходил с ними, главными были они.
Мне было очень трудно. Психологически трудно. Многое шло не так, как я предполагал, и не так, как я хотел. То были совсем не те трудности, к которым я привык, и с которыми я знаю, что делать. Как просто было бы сделать то же самое с командой таких же безбашенных сверстников! Но здесь все было иначе: слишком разные люди, и слишком разные приоритеты.
Но тем не менее, мы не сошли с дистанции. Маршрут был пройден, и все элементы программы были выполнены. Этакая proof of the concept – проверка концепции, которая доказала, что то, что мы сделали, принципиально осуществимо. И это главный результат, которым можно воспользоваться, чтобы в следующий раз получилось лучше.
Не могу сказать точно, сколько километров мы прошли. Видимо, около 100 км на байдарках, и около 2000 км на машинах. Ну и где-то 10-15 км пешком по крайне пересеченной местности. Очень скромные цифры, но в сумме они дали нам очень большой опыт.
С тех пор прошло уже полтора года, но каждый раз, когда я планирую какую-либо вылазку с ребенком, я вспоминаю этот поход, и пользуюсь им, как мерой всего сущего, чтобы понять, что меня ждет, и к чему готовиться.
И теперь мои ожидания значительно больше соответствуют действительности.